27-05-04
Михаил ФОНОТОВ
Челябинск
Недавно творческое объединение "Каменный пояс" "подарило" челябинцам выставку ста лучших фотографий Национального географического общества США. Особенно впечатляют снимки, на которых схвачены и увековечены мгновения, промелькнувшие на земном шаре, - миг, когда несчастная лягушка повисла на челюсти крокодила, миг, когда древесная змея лентой взмыла в воздухе на острове Борнео, миг, возвращенный из 365 года н.э., когда во время землетрясения на Кипре в объятиях погибли мужчина, женщина и их ребенок.
Фотовыставка - сама по себе событие. Но она еще и повод поговорить о географии вообще и о Русском географическом обществе в частности. В журнале-каталоге выставки сказано так: "География - это рассказ, начинающийся со слов "Где-то..." Когда мы сели друг против друга, я спросил Сергея Геннадьевича Захарова, кандидата географических наук, председателя Челябинского отделения Русского географического общества:
- Простите, а что такое география? Можно подумать, что география - это все.
- В самом деле, география имеет очень много направлений. По-моему, наши ведущие ученые насчитали их 118, в том числе и такие экзотические, как география преступности. А вообще география занимается пространством и взаимосвязями на нем.
Есть две науки о пространстве: астрономия изучает звездное пространство, а география - земное.
- Мы выяснили, что география - это очень много. В том числе и сто фотографий Национального географического общества США. А наше географическое общество, оно чем известно?
- Первым было Парижское географическое общество, образованное в 1827 году. Русское географическое общество - четвертое или пятое, дата его рождения - 1845 год. Первоначально все общества были близки друг другу. Они ставили себе целью добычу новых географических знаний в экспедициях, их популяризацию - на средства своих государств. Надо сказать, что в ХIХ веке география играла более значительную роль, чем позже и сейчас. Хотя это очень странно. Что касается Национального географического общества США, то оно образовалось в 1888 году и сразу сделало ставку на массовые популярные издания с картинками и фотографиями, чтобы благодаря им достигнуть самоокупаемости. А наше общество осталось на том же уровне.
- Через некоторое время оно стало называться Императорским.
- Через пять лет. То есть оно стало государственным.
- И что это значило?
- Государство давало ему заказы. В частности, была проведена большая работа по изучению Северного Урала, по нивелировке страны, составлению карт рельефа. С помощью государства состоялись экспедиции в Центральную Азию и другие части света П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая, Н. Северцева, М. Певцова, П. Козлова. Позже общество имело разную принадлежность. В советские годы оно государственным не считалось, но состояло при Академии наук. А с 1992 года называется Русским географическим обществом.
- Не государственное, но и не частное.
- Да, общественная научно-просветительная организация с центром в С.-Петербурге и отделениями в крупных городах.
- А средства какие?
- Это взносы, спонсорская помощь.
- Членский взнос - это сколько?
- Это 30 рублей в год. Едва хватает на канцелярские расходы.
- Американские географы, наверное, побогаче. Какие же при таком бюджете у вас возможности?
- Чем мы можем похвастаться? В экспедициях 80-х годов выявлено 120 памятников природы. Правда, они уже требуют инвентаризации, и эта работа благодаря помощи губернатора ведется. Мы проводим географические олимпиады для школьников. Чтобы возбудить интерес к краеведению у молодежи.
- Меня удивило то, что американцы, которым, казалось бы, доступны самые отдаленные уголки планеты, географию знают плохо. В печати появились сведения Национального географического общества США о том, что среди молодых американцев только каждый седьмой смог найти на карте Ирак. Даже Тихий океан не все нашли на карте.
- Россияне тоже плохо знают географию. Я вообще против такого обывательского взгляда: не смог показать Ирак, значит, географию не знаешь. Нельзя все сводить к карте и глобусу.
- Но просвещенный человек, я думаю, все-таки должен хотя бы примерно представлять, что где расположено на земном шаре. Не говоря о том, что карта - это азбука географии.
- Но география ушла от таких общих гуманитарных сведений. Уже полвека развивается совершенно другая география.
- Какая другая?
- Неогеография исследует природно-хозяйственные системы. То, каким образом человек сосуществует с окружающей средой. И то, что сейчас называется модным словом "экология", это большей частью не что иное, как география. Старая физическая география умерла, как только человек увидел всю Землю со спутника. И возникла новая география. География расселения. Как оптимально расселить людей на планете. Это география о геотехнических системах.
- Географию необитаемых и обитаемых островов сменила география мегаполисов?
- Есть и география мегаполисов. Студентам я говорю так: если двух человек поставить на одном квадратном метре, то все человечество можно втиснуть на территории Чебаркульского района. Нас мало на Земле. Мегаполисы - одна из проблем нашей науки. Земля и человек - это область изучения географии, а никак не экологии. К сожалению, географию забыли и забыли, может быть, умышленно.
- Но не потому ли забыли, что она мало что может? Экспедиции теперь - большая редкость.
- Экспедиций мало, но они есть. Каждый год студенты выезжают на 10-15 дней в экспедиции. Их материалы мы копим, складывая географию области. Бывают экспедиции по озерам. Пытаемся донести результаты исследований до общественности. С помощью издательства "Абрис", нашего коллективного члена, выпустили справочник "Познай свой край". С "Абрисом" же мы разработали учебный комплекс для уроков географии. На выходе книга "Занимательная география". Наконец, издано учебное пособие "География Челябинской области", которое написали доктор географических наук, профессор, почетный член Русского географического общества М.А. Андреева и доцент А.С. Маркова. Члены общества написали около тысячи статей для "Энциклопедии Челябинской области". Надо сказать и о том, что недавно мы провели конференцию о проблемах географии Урала и сопредельных территорий. Она была посвящена 60-летию нашего отделения.
- Сергей Геннадьевич, а что, если оно, Челябинское отделение, исчезнет? Это кого-нибудь взволнует?
- После распада СССР многие отделения не возобновили свою работу. Иные из них существуют номинально. Но есть и такие, которые работают очень хорошо, - Краснодар, Омск, Иркутск, Архангельск. Мы где-то в серединке.
- Значит, можно закрыться без всяких последствий?
- Все добровольно.
- А сколько членов общества в нашем отделении?
- Как считать. Раньше числилось больше 500 человек. Тогда студентов принимали поголовно. Сейчас этого нет. Взносы платят 250 человек, а работают - 80. Среди них такие известные люди, как метеоролог Т.Л. Ишукова, спелеолог С.М. Баранов, фенолог С.Б. Куклин.
- Насколько я знаю, Национальное географическое общество США предоставляет гранты на исследования в области географии. Между прочим, от 15 до 20 тысяч долларов. Не пробовали?
- Нет. Как я понял, гранты даются не на серьезные исследования, а на проекты популярные или на какой-то негатив.
- И заработать деньги, как это делают ваши заокеанские коллеги, тоже не получилось?
- Чтобы что-то заработать, надо что-то вложить. Общий кризис в стране не позволяет состоятельным людям тратить деньги на перспективу. Поэтому нет охотников оплачивать наши проекты. К тому же у всех у нас есть основная работа. В обществе мы работаем бесплатно.
- Как же вы без денег провели конференцию?
- Каждый ее участник оплатил свое пребывание здесь. Все за свой счет.
- Сергей Геннадьевич, казалось бы, география и идеология - вещи очень далекие...
- Это вещи очень близкие. Ведь есть даже политическая география.
- Если вернуться к выставке ста фотографий, то нельзя не сказать и о том, что в ней много идеологии.
- Конечно. Причем она искусно спрятана под мнимой объективностью.
- Неужели для Москвы характерны именно эти восемь безруких детишек?
- Детей, конечно, жалко, но снимок явно тенденциозный. В подписи к нему сказано, что однорукие дети родились в окрестностях Москвы, где промышленность очень сильно загрязняет воздух и воду. Выходит, это жертвы экологии. Но жертвы экологии надо искать и находить не в окрестностях Москвы.
- И все-таки надо учиться у американских географов тому, как они популяризируют науку, возбуждают интерес к ней. Можно сказать, рекламируют ее.
- Да, пример брать надо. Попытки были, но слабые. В 90-х годах выходил журнал "Путешественник" - что-то вроде журнала "Гео". Вышло несколько номеров, но только и всего. Есть еще одно издание Географического общества - журнал "Живописная Россия", но тираж его невелик, и потому он мало известен.
- Сергей Геннадьевич, обычно провинциалы считают, что на периферии ничего интересного нет. Но пример Аркаима убеждает, что и в глуши можно найти вещи, которые заинтересуют весь мир.
- Я согласен. Страна городов - открытие мирового масштаба. Наша область чрезвычайно интересна и в плане географии. Например, у нас соседствуют озера, которые типичны и для Кольского полуострова, и для азиатских пустынь. Например, Малый Игиш по болотным рудам и степени минерализации ближе к озерам Кольского полуострова или Новгородчины. Другие озера - соленые. Таких много в Октябрьском районе. Скажем, вода в озере Таузаткуль солонее океанской. Вообще Южный Урал очень интересен для географа. Так что эпоха географических открытий продолжается...