27-06-98


Табак - дело нешуточное

Об этом знают американцы, заваливающие нас своими товарами

Западные табачные гранды рассматривают Россию как емкий и сверхприбыльный рынок. Из 25 крупных и средних российских табачных фабрик 8 уже взяты ими под свой контроль. Остальные пока держатся, выпускают российские сигареты и не сдают внутренний рынок табачным королям.

При высоких налогах, всеобщем безденежье, нехватке инвестиций и современного оборудования российским производителям табачных изделий нелегко противостоять напору богатых варягов. Тем более, что иностранные производители, как правило, при открытии своего дела в России сразу же получают целый набор льгот и преимуществ перед российским конкурентом. Свежий пример. Табачный гигант Philip Morris подписал соглашение с Ленинградской областью о строительстве сигаретной фабрики "Филип Моррис Ижора" мощностью 25 миллиардов сигарет в год. В этот проект будет вложено 335 миллионов долларов США, а инвестор получает почти полное освобождение от местных налогов в период окупаемости проекта. В челябинской прессе прошла информация, что и наша областная власть не прочь завести новую табачную фабрику - совместно с "Булгартабак" - производительностью до 5 миллиардов сигарет в год. Возникает вопрос: насколько экономически выверен этот проект? Во-первых, непонятно, из каких соображений исходит власть, когда взращивает зарубежного конкурента местному производителю? Сегодня она подарит нам импортную табачную фабрику, а завтра сталелитейный завод? Во-вторых, элементарные маркетинговые исследования показали бы, что болгарские сигареты уже не интересны курильщикам. Последние, особенно молодежь, отдают предпочтение легким американским и европейским сигаретам с минимальным содержанием смол и никотина. Местная табачная фабрика "Челябинская" выпускает 3-3,5 миллиарда сигарет "родных" марок (при мощности 15 миллиардов штук), которые челябинские курильщики не променяют на другое, более дорогое курево. За пять месяцев текущего года фабрика увеличила производство сигарет на 30 процентов по сравнению с тем же периодом 1997 года. "Челябинская" может и дальше наращивать обороты - закуплены необходимое сырье и материалы на год вперед.

Все упирается в сбыт. Рынок не резиновый. Его нельзя увеличить постановлением администрации. При том, что челябинские сигареты самые дешевые на местном рынке, продаются с минимальной торговой наценкой, им все равно приходится конкурировать с привозными сигаретами. Однако жесткой конкуренции с производителями сигарет класса "Прима" и "Астра" челябинцы не боятся. Полгода назад на фабрике создан отдел маркетинга, который расширяет старые и ищет новые рынки сбыта челябинских сигарет: Уфа, Орск, Оренбург, Курган, Красноярск, Тюмень, Москва... Расширяется ассортимент. Совсем недавно "Челябинская" стала выпускать качественные сигареты "Прима-плюс" с уменьшенным содержанием никотина и смол. Это результат совместной работы со специалистами из Германии и Франции.

Пришедшая два года назад к управлению фабрикой молодая команда менеджеров ясно видит путь к качественно новому уровню производства - введение в строй новой табачной фабрики. Она строится уже несколько лет, потому что возводится "на свои" деньги, без привлечения неподъемных кредитов. Готовность строительства - 97 процентов. В 1999 году здание новой фабрики будет окончательно построено. Останется только приобрести начинку - современное, высокопроизводительное оборудование.

Говорит директор табачной фабрики Валерий Абаимов:

- Мы встречались практически со всеми основными поставщиками оборудования по производству табака и сигарет. Нам готовы идти навстречу: 50-процентная предоплата за оборудование с дальнейшей рассрочкой по второй части оплаты на 2-3 года. Сейчас ищем деньги.

Почти все российские производители несчастливы одинаково: всех их душат налоги и отсутствие "живых" денег. В кого ни ткни пальцем - кандидат в банкроты. И таких "подвешенных" предприятий у нас 2,5 из 3. Не исключение и табачная фабрика "Челябинская". Она задолжала государству около 12,5 миллиона рублей (в основном долги федеральному и областному бюджету, а еще больше штрафов и пени).

Не платит - значит банкрот? По логике законодательства и налоговой инспекции - да! А по логике выживания реального сектора - еще поспорить нужно! Начнем с того, что "Челябинская" осуществляет текущие платежи в районный и городской бюджеты, рассчиталась с фондами медицинского и социального страхования. У нее нет задолженности перед Пенсионным фондом. В 1998 году пошли платежи в областной бюджет. Будет фабрика работать и дальше, отступит и прочая задолженность.

Но вот с чем "Челябинской" не совладать, так это с налоговым рэкетом. Налоговый рэкет - это когда государство "ставит на счетчик" штрафов и пени своих кормильцев. Штрафы и пени в несколько раз превышают сумму основного долга многих российских производителей, что, по сути, делает любого из них вечным кандидатом в банкроты. Они не что иное, как дуст для субъектов рынка, безотказный инструмент разрушения реального производства. Кому нужен потенциальный "банкрот", выплачивающий текущие налоги, дающий работу 220 челябинцам и тянущий на своих плечах строительство новой фабрики? Ату его! Находит фабрика законные пути минимизации налоговых, финансовых и политических рисков, сотрудничает с табачной фабрикой - 2 по снабжению сырьем, производству и реализации готовой продукции - виновата вдвойне! Не высовывайся, прозябай, как все!

В ход идут испытанные приемы. С начала 1998 года на "Челябинской" побывало несколько инспектирующих комиссий из уважаемых организаций: санэпиднадзор, госпожарнадзор, госторгинспекция и т.д. Ну не нравится кому-то, что табачная фабрика не вылетела в трубу, еще работает, куражится и обеспечивает курильщиков табачком. А может быть, и хорошо, что куражится? Валерий Петрович Абаимов говорит, что если даже не удастся приобрести новое оборудование, а фабрику раньше срока вышибут из центра города (магазинов-то маловато!), фабрика со своим плохоньким, но безотказным оборудованием переберется в новый корпус на северо-западе и будет по-прежнему заворачивать ароматный дымок в сигаретную бумагу.

Вспомним близкое. До Павлова, Силаева и Гайдара был такой премьер - Николай Рыжков. Он запомнился тем, что героически снабжал страну страшным дефицитом - импортным стиральным порошком и сигаретами. Как раз тогда Philip Morris завезла в СССР 20 миллиардов сигарет. Сейчас эта транснациональная компания готова вместе с R.J.R., ВАТ и Rothmans проглотить весь российский рынок табачных изделий, где ну никак не останется места для чисто российских фабрик, таких как наша "Челябинская". И ведь уже делала заманчивое предложение челябинцам: вы мне контрольный пакет акций, а я вам за это, может быть, помогу с инвестициями, а вернее всего - закрою от греха подальше. Конечно, можно за неимением отказаться от "Примы" или "Примы-люкс," стать ковбоем и наслаждаться "Мальборо". Только вот за чей счет?

Александр КОРНЕЕВ.