27-06-98


Встреча для вас: Олег Митяев

"Я подсел на "наркотики", но продолжаю петь и сочинять

Одной женщине, начальнику госавтоинспекции Комсомольского района Тольятти, подарили кассету, на которой 15 раз подряд записана песня "С добрым утром, любимая!" Вот так народ проявляет свою любовь к творчеству нашего земляка Олега Митяева. Недавно он приезжал на родину - поддержать традиции Ильменского фестиваля самодеятельной песни.

- Олег, поговорим о скоротечности времени. Исполнилось 20 лет твоей песне "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались".

- Уже проходит удивление от того, что мы можем бравировать такими сроками. Зато гораздо чаще стал возвращаться к мысли о возрастных изменениях. Вещь общеизвестная, но когда ты ее на себе ощущаешь, то в миллионный раз изумляешься жизни. Когда-то мы бегали в трусах, играли в ковбоев. Помню, пытался где-нибудь лампочку разбить или что-нибудь садануть ради новизны впечатлений. Потом пришло время, когда это желание увяло. Захотелось созидать. А теперь с ужасом думаю, что скоро потянет к грядкам. Должна появиться рассада. Территория уже есть. Пока там стоит баня. Это один из трех "наркотиков", на которые я подсел в последние три года. Второй "наркотик" - природа, а третий - общение с хорошими людьми. Иногда я их все разом употребляю. Недавно общались с человеком, про которого известно, как он ходит в баню, - Михаилом Евдокимовым. И у нас появились совместные творческие идеи. Много хороших людей приезжает туда. А когда никто не приезжает, могу посидеть, поработать. Хорошо! Баня - это мой дом творчества. Вообще-то я борюсь за то, чтобы жить, бездельничая, не задумываясь о хлебе насущном. Но когда ты связан многими обязательствами (перед родственниками, перед семьей) и есть еще здоровье, надо работать. И не только чтобы зарабатывать. Ведь уже заделаны концерты. Допустим, не хочу ехать. Устал. А что же публика? Она же ждет. Поэтому приходится ходить в баню где-нибудь в Ростове-на-Дону. Искать там хороших людей. И природу тоже.

- Была у тебя, я помню, радость в связи с поездками за границу. Открытия были.

- Теперь другое открытие. Во-первых, мы с Костей Тарасовым от заграничных гастролей устали, как это не вульгарно звучит. За два последних года я отказался от поездок в Южную Америку, от отдыха зимой на каких-то южных островах. Причем, когда тебе это предлагают бесплатно, отказаться сложно. Но я на самом деле устал. Мне гораздо приятнее, если нет концертов, побыть в Москве. Но есть еще одна вещь. Я раньше с огорчением, что ли, думал: "Вот в Америке-то мы не были". В Южной были - в Уругвае, Рио-де-Жанейро. А в Штатах - нет. А сейчас я радостно говорю себе: "А в Америке-то мы еще не были!" Понимаешь? Если ты все объехал уже, тогда тебе совсем неинтересно будет жить. Собственно, никто особенно не настаивает на нашей поздке в Америку. Когда кто-то очень сильно попросит, - поедем. Я мог бы организовать сам, но зачем, если у нас в стране это делают другие люди. А высвобожденное время можно опять-таки потратить на баню. Иногда думаю: если не ходить каждую неделю в баню, то зачем вообще тогда все это? Ради чего пахать!

- А какие у тебя по этому поводу были мысли 20 лет назад?

- Первое время сочинял для того, чтобы девушкам нравиться, завоевывать женские сердца. Спел песню - и они все попадали. И ты как бы воспользовался этим.

- Мне кажется, у тебя песни были не такого склада, чтобы, извини, охмурять девушек.

- Они рассчитаны не на дурочек, а на девушек-интеллектуалок. Никогда не делил песни на лирические, социальные, еще какие-либо. И очень рад, что мне предоставляется возможность об этом не задумываться. Пусть об этом думают критики и журналисты.

- Задам тебе банальный вопрос: какая у тебя лучшая песня?

- Такого банального ответа я даже придумать не могу. Думаю, что это всегда последняя. Она больше всего радует.

- А какая у тебя последняя?

- "Крепитесь, люди, скоро лето". Ее предстоит еще доработать.

- Я один раз слышала и считаю, что она написана в лучших митяевских традициях.

- Ну и здорово! Считаю, что новые песни не хуже предыдущих. Готовлю очередной альбом - там есть вещи очень сильные: "Когда проходят дни запоя", "Песня про маму" и другие. Диск будет называться "Непраздничный вечер", или "Мама", или, скорее всего, "Крепитесь, люди, скоро лето". Может быть, пока он оформляется, напишется еще какая-нибудь песня.

- Помню, твои первые диски выходили со скрипом, с проблемами, с поисками средств, студии и так далее.

- Сечас выпустить диск несложно.

- Были бы деньги?

- Нет, и денег не надо. Есть фирма, и даже не одна, которая готова сегодня потратить в четыре раза больше денег, чем на предыдущие диски.

- Именно на Олега Митяева?

- Да! Люди сидят и ждут, когда я запишу, и они выпустят. Дают деньги на запись, на музыкантов. В общем-то мы все равно ищем спонсоров, чтобы привлечь каких-то изысканных исполнителей. В последнем альбоме у нас играли ребята из "Аракса" - высокого класса музыканты.

- А почему, собственно, те господа готовы на тебя деньги потратить? Это зов их души?

- Они абсолютно коммерческие люди. Им, может быть, даже не нравится моя музыка, но они выпустили пять моих альбомов и заработали деньги. Знают, что и новый альбом себя в любом случае окупит и принесет прибыль.

- А тебе что принесет кроме морального удовлетворения?

- Это моя работа. Я за это тоже получаю деньги. За диски в меньшей степени, в большей - за концерты.

- У тебя начался альянс с "Ариэлем". Твоя идея?

- Я всю жизнь об этом мечтал. Давно уже предлагал Ярушину взять мои песни "Ермак" или "Печали Каменного пояса". Говорил: "Это же фольклор - только вам и петь"... Не получилось. А теперь "ариэлевцы" сами захотели записать альбом "Лирика Олега Митяева". У меня просто слов не было от счастья. Но когда послушал несколько песен, то понял, что делать этого не надо - они становятся совсем другими. Поэтому я с удовольствием согласился, чтобы они пели мои старые композиции и с удовольствием слушаю их интерпретацию. А вот новые не хочу отдавать - должен сам записать. А они просто помогут мне их петь.

- У тебя выходила книжка твоих песен. После этого что-то было издано?

- Нет. Сейчас готовится новая, в ней хочу использовать записки, которые получаю на концертах. Их очень много. Отбираю самые интересные. Каждую песню будут сопровождать записки, которые ее касаются, а еще предыстория и рассказ, каким-нибудь образом с нею связанный, или статья в газете, или литературное исследование. Кстати, есть такой журнал "Библиография", там музыкальный критик Ролан Шипов собрал все статьи, которые вышли обо мне в России и за рубежом.

- Где тебя больше всего ждут с концертами?

- Я не любитель обобщений. Люблю исключения. Когда говорят, например, что все официанты сволочи, я думаю: "Не может быть, чтобы все". Наверняка есть один, который, приходя домой, играет на скрипке Грига и не берет чаевых... Мне важно не количество. Может быть, есть два человека, которые очень ждут. И если только они придут на концерт, то сила их ожидания равноценна большому залу. Есть около 30 городов, в которых мы выступаем ежегодно. Там нас ждут всегда.

- А какая самая маленькая аудитория была?

- Однажды подошел на концерте в Олимпийской деревне мужчина, спросил, сколько стоит наш концерт и предложил провести его на тех же условиях у них дома. Причем деньги отдал заранее. Думаю: ну, новые русские. Приехали - а там хрущевская полуторка. Огурчики, водочка, картошечка. И три человека: он с женой и подружка. Мы мило провели вечер. А с деньгами они очень легко расстались.

- Олег, ты даешь много интервью. Кому бы ты сам хотел задавать вопросы?

- Я недавно придумал передачу для ОРТ. Должна была записываться в Политехническом музее, так и назвать планировал. Хотел использовать традиции встреч поэтов и исполнителей со слушателями - традиции, которые идут еще от Маяковского, а затем от Вознесенского, Евтушенко, Окуджавы. С Роланом Быковым много беседовал на эту тему. Он готов был предоставить для съемок свой центр. Потом я понял, что мне, оказывается, неинтересно задавать вопросы. Мне гораздо приятнее... ходить в баню.

Если серьезно, идей много. У меня на трех листах изложены мечты. Напротив каждой стоит сумма, необходимая для осуществления. Когда появляются люди и говорят: "Ну, чем вам помочь?", я отвечаю: "Вот список". Например, мечтаю о фильме, где каждая моя песня соответствовала бы определенной эпохе: "Почтовый чиновник" - до революции, "Провинциальная история" - во время революции, "В осеннем парке" - это годы Отечественной войны и так далее. А я от серии к серии - в другом реквизите и в другой истории. Все клипы должны будут составлены в один фильм. Уже есть несколько сценаристов, согласных принять участие в этой затее. Есть еще один проект, называется "По волне моей памяти-2". Но об этом - в следующий раз.

Беседовала Лидия САДЧИКОВА.

Фото Алексея ГОЛЬЯНОВА.