27-07-02
(Окончание. Начало на 1-й стр.)
"Китай" - не только для китайцев
- "Китаем" у проводников называется бывшее в употреблении постельное белье, которое втюхивают пассажирам по второму кругу. Почему "китай"? Да кто его знает. Может, по принципу "им, китайцам, все равно, на чем спать", а может, подразумевается, что китайцев так же много, как белья, которое курсирует между пассажирами по второму кругу. "Левые" деньги за "китай" делятся между проводниками и начальником поезда. Между прочим, из пяти начальников, с которыми успел поездить, только двое не толкали проводников на различные махинации.
Хороший проводник - тонкий психолог. Он впихивает "бэушные" простыни пьяным и старичкам, садящимся ночью, чтобы не заметили. А утром люди просыпаются и удивляются: что это за пятна на моей постели? По этому поводу - еще один эпизод. Ехали мужики с вахты. В поезд садились ночью. Одному из четырех попался "китай" со следами крови. Утром пассажир встает, товарищи видят его простыню и начинают подкалывать. Мужичок оказался обидчивым, без чувства юмора и с крутого бодуна - собрался выброситься из поезда. Хорошо, что вовремя остановили.
После того, как поработал проводником, я понял, почему однажды после путешествия в поезде заболел чесоткой. Из-за "китая", конечно, о котором тогда не догадывался.
Совет второй. Если не хотите спать на "китае", убедитесь, что дорожный пакет с постельным бельем герметично упакован и содержит ярлычок с координатами укладчика. Белье должно быть сухим и выглаженным, а не сырым и мятым. Насторожитесь, если простыни пахнут парфюмом - это не новая услуга ж/д сервиса. Возможно, стойкий аромат сохранился от предыдущего пассажира или, наоборот, проводник таким образом отбивал неприятный запах вашего предшественника.
Чай, рыба, прочие продукты
Прошли времена, описанные "нашим Артуром Хейли" - Ильей Штемлером в романе "Поезд". Там дана технология добавления в заварку соды, что придает чаю изумительный насыщенный цвет, но через несколько минут превращает его по вкусу в помои. В эпоху чайных пакетиков проводнику незачем идти на такие ухищрения. Он покупает пакетики по 2 рубля и продает их пассажирам по 3,50. Это гораздо выгоднее, чем торговать "казенным" дешевым чаем.
Весной нынешнего года нас заставляли продавать билеты железнодорожной лотереи, тираж которой состоялся осенью прошлого года. Я отказался, но другие продавали. Надо же выполнять приказ начальника! Пока пассажир разберется с датой тиража: Как и со сроком годности продуктов, которые сбывает вагон-ресторан.
На северных станциях много дешевой рыбы. Вкусной, но зараженной описторхозом. Проводник, предлагая ее, вам об этом не скажет. Знайте: такую рыбу надо очень долго варить, дабы избежать заражения. Вяленую и копченую лучше совсем не покупать. Некоторые проводники не гнушаются продавать продукты, выброшенные пассажирами в конце поездки. Все чистится, красиво пакуется в целлофанчик.. Никто ни разу не догадался, что эта копченая колбаска часа два назад была в мусорном баке.
Совет третий. Если не хотите по старинке брать в поезд жареную курицу, яйца, огурчики-помидорчики, внимательно смотрите на сроки годности и сохранность упаковки продуктов, предлагаемых проводником и вагоном-рестораном. Еще лучше - покупайте еду на остановках, у многочисленных бабулек. Больше гарантий, что не отравитесь. Безбоязненно ешьте в вагонах-ресторанах. Там сейчас готовят дорого, но вкусно, чтобы "повысить посещаемость". А вот "неликвиды" разносят по вагонам.
Как пассажиру уберечь себя
Главный совет: не напивайтесь в поезде! Трезвого человека обмануть трудно. Если вы уверены, что проводник действует неправильно, например, упорно не хочет открывать второй туалет в вагоне, пригрозите, что воспользуетесь жалобной книгой. Она находится в штабном вагоне, и если там появляется обоснованная претензия, начальник поезда вправе лишить виновника премии. Это чувствительно. Так что боритесь за свои права. Кстати, их лучше изучить до начала путешествия.
Покупайте билеты заранее. Если же вдруг надо срочно уехать, вас, конечно, посадят в поезд. Но платить, как правило, придется тройную цену билета, чтобы хватило начальнику, проводникам и ревизорам.
Взвесьте заранее багаж и заплатите в кассе за перегруз, чтобы потом не рассчитываться с проводником вдвойне. Норма провоза - до 36 кг на человека.
Ведите себя так, чтобы железнодорожникам было не к чему придраться. Если вы не устраиваете в купе пьяных застолий, не курите в рабочем тамбуре, не пристаете к людям и документы у вас в порядке, разборки с милицией вам не грозят. А про остальные "опасности" я предупредил.
Комментарий журналиста
Надеюсь, монолог Антона Гаевого не заставит тех, кто собрался ехать поездом, сдавать билеты. Хочется думать, что "правильных" проводников все-таки больше. Это просто "кто-то кое-где у нас порой честно жить не хочет". Я намеренно опустила конкретные номера поездов и название железной дороги, где трудился мой новый знакомый, чтобы избежать обвинений в "огульности" и "очернении". Будем считать, парню просто не повезло с практикой. А вот нам, потенциальным пассажирам, повезет непременно. Все в нашем вагоне будет здорово: туалеты и купе чистые, вентиляторы работающие, проводники заботливые и честные. Но так, на всякий случай, мы запомним приметы "китая", а чай и продукты в дорогу возьмем из дома.
Откровения бывшего проводника записала Ирина КРЕХОВА