27-07-02
Сюжеты о наводнениях, обрушившихся на нашу планету, как ни кощунственно это звучит, становятся уже привычными. Не минула чаша сия и Челябинскую область. Недавно мы все стали свидетелями потопа в Аше. В Магнитогорске наводнение может произойти из-за неудовлетворительной работы ливневой канализации.
...Толпы горожан, прыгающих вокруг луж на остановках общественного транспорта. Потоки воды на городских улицах - обычная магнитогорская картина после обильного дождя. Автолюбители в такую погоду оказываются в положении утопающих, спасением которых заниматься особо некому. По мнению представителя пресс-службы ГАИ Федора Сумароковского, любое изменение погодных условий дает существенный всплеск в динамике дорожно-транспортных происшествий.
Страдают от большой воды и работники общественного транспорта. Служба пути треста "Электротранспорт" в такие дни работает в усиленном режиме. Есть участки, где вода, особенно ранней весной, замораживает стрелки, причиняя всем дополнительные трудности. По словам исполняющего обязанности начальника службы пути Фарида Хузиахметова, заявки на установление щелевых дождеприемных колодцев транспортники подавали не однажды, но до сих пор трамвайщики со своими проблемами остаются один на один.
Косвенные убытки терпят от локальных городских наводнений и работники автотранспортного предприятия N 1.
- Нам постоянно звонят возмущенные пассажиры, - рассказывает начальник АТП N 1 Валерий Кудрин. - Лужи на остановках не позволяют нормально произвести посадку и высадку пассажиров, но это еще полбеды. Я помню случай, произошедший года два назад. Тогда канализация не справилась с потоками и вода покрыла привокзальную площадь сантиметров на 30. От попавшей внутрь влаги взорвался двигатель "Икаруса", от чего автобус развалился пополам. По чистой случайности в его салоне не было пассажиров. Но материальный ущерб был значительный.
Специалисты городского центра госсанэпиднадзора тоже расценивают ситуацию с "ливневкой" как достаточно критическую. Без решения вопроса об обслуживании трубопроводов, отводящих технологические воды от предприятий и городских дорог, трудно говорить о пригодности запасов питьевой воды.
Специализированный участок в МУП "ДРСУ N 3", отвечающий за состояние и эксплуатацию ливневой канализации, не справляется с объемом работ. Город опоясывает канализационная система длиной 192 километра. Но городской бюджет платит за содержание и обслуживание только 40 с небольшим километров, которые находятся на его балансе. Бесхозные сети специализированный участок ДРСУ обслуживает бесплатно. Нетрудно понять, почему в дождливые дни на улицах Магнитогорска возникают внезапные авралы. Участок явно не справляется с возложенными на него обязанностями из-за недостаточного финансирования работ, отсутствия людей и специализированной техники.
- Мы используем в работе дедовские методы. А в городе почти шесть тысяч дождеприемных колодцев, - рассказывает начальник МУП "ДРСУ N 3" Петр Бояркин. - Прибавьте к этому многокилометровые канализационные сети, которые в процессе эксплуатации постоянно забиваются илом и мусором. Очистить трубу диаметром более метра вручную, без техники, наши рабочие не успевают. Конечно, специальные машины в городе и области есть. Но их аренда обходится недешево.
Для покупки спецмашины требуется 700 тысяч рублей. И нельзя сказать, что сумма для бюджета города нереальная, потому что убытки от наводнения из-за нерабочей ливневой канализации могут значительно превысить эту сумму.
Помимо отсутствия техники специалисты отмечают и недостаточное развитие канализационных сетей. Из-за этого приходит в негодность существующая система на основных городских магистралях: вода разрушает колодцы, заливает трубопроводы. Для нормального функционирования ливневой канализации необходимо проектирование сетей на уже существующих дорогах и переходах.
Сегодня актуальность этой проблемы осознали и местные законодатели. На одном из последних заседаний городского Собрания создана специальная комиссия. По мнению председателя депутатской комиссии по городскому хозяйству Геннадия Никифорова, к решению проблемы с ливневой канализацией необходимо подойти комплексно, а не ограничиваться только материально-техническим снабжением.
- Надо выработать такие правила игры, которые позволят привлечь все заинтересованные организации. Сегодня важно установить, как будет работать канализация промышленных стоков предприятий правобережной части города, как будут обслуживать систему ливневой канализации по городу в целом, - сказал Геннадий Васильевич.
Однако пока депутаты добираются до сути, специалисты убеждены, что проблема не переросла в катастрофу лишь благодаря тому, что лето пока скуповато на ливневые дожди.
Куралай АНАСОВА