27-08-05
Елена ЕПИМАХОВА
Челябинск
В последнее время много говорится об обеспечении безопасности авиаперелетов и усилении охраны в аэропортах. Корреспондент "Челябинского рабочего" решила узнать, действительно ли сегодня безопасно летать на самолетах. "Превратилась" на время в сотрудника службы безопасности и отправилась в челябинский аэропорт Баландино.
От "рамки" до салона
Пункт безопасности номер один - вход в аэропорт. У дверей - три сотрудника линейного отдела внутренних дел (ЛОВД). Они обеспечивают так называемый первичный контроль. Все желающие попасть в здание аэропорта проходят через "рамку" металлоискателя, их личные вещи просвечиваются через энтроскоп. Первичная проверка предназначена не столько для личностей, сколько для лиц. У сотрудников линейного отдела рядом находится мини-компьютер, где аккумулируется информация о людях, находящихся в международном и федеральном розыске. Информация постоянно обновляется, а работники прошли специальное обучение. в период несения службы по усиленному режиму на дежурство заступает также кинолог с собакой.
Если в Челябинский аэропорт зайдет условный Бен Ладен, его тут же под благовидным предлогом проведут в комнату личного досмотра. А пока ничего не происходит. Если не обращать внимания на затор в дверях. По секрету мне демонстрируют камеры круглосуточного наблюдения.
Пункт второй - стойка регистрации. Отъезжающие показывают билеты. Согласно новым правилам, в целях обеспечения безопасности авиакомпании передают в правоохранительные органы персональные данные пассажиров, содержащиеся в перевозочных документах.
Далее святая святых - багажное отделение. Сюда не пускают посторонних. Каждый сотрудник проверен всеми ведомствами вдоль и поперек. Это еще одна мера. Совсем не лишняя, если вспомнить журналиста британской газеты "Sun", который, устроившись на работу погрузчиком багажа, попытался доказать несостоятельность мер безопасности. Доказал: закрепил взрывное устройство в багажном отделении самолета и сфотографировался рядом.
Багаж просвечивается специальными приборами. Начальник сектора досмотра аэропорта Вячеслав Шестаков поясняет, что анализируется любое уплотнение, похожее на холодное или огнестрельное оружие, а также взрывчатое вещество. Случаются курьезы. Однажды сканер высветил предмет, по всем внешним параметрам совпадающий с огнестрельным оружием. Пассажира вызвали, а пистолет оказался выточенным из дерева.
Следующий этап, раздражающий всех и вся, - личный досмотр. В соответствии с распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 295 производится полный досмотр пассажиров методом ощупывания. Сначала верхняя одежда складывается в контейнеры, подозрительно напоминающие пластмассовые тазики для стирки белья. Пока одежда и ручная кладь просвечиваются рентгенотелевизионной установкой, пассажиры проходят через стационарный металлоискатель. Потом их ощупывают. Металлоискатель регулярно фиксирует наличие чего-то металлического: мелочи, часов, очков, цепочек, набоек на каблуках.
Почти всем приходится проходить через "рамку" по нескольку раз. Вижу, как одну женщину уводят в комнату для полного досмотра. Находят, пардон, булавку в белье. Из сумочек извлекают пилочки, маникюрные ножницы, перочинные ножи, вилки. Все фиксируют и описывают. Вещи можно забрать в течение трех месяцев. Последний этап - досмотр обуви. Все!
Теперь - к самолету. Территория летного поля снимается тремя видеокамерами и наблюдается несколькими службами: ФСБ, пограничниками, транспортной милицией, самим аэропортом. Наготове стоит вертолет МЧС.
Финальная процедура - предполетный досмотр самолета. Вместе с сотрудниками транспортной милиции иду сначала в багажное отделение, затем - в салон. Посадка пассажиров. Еще раз проходим внутри лайнера и - на выход.
Двери закрываются, остаемся снаружи. В аэропорту Бен Ладена ждут, а вот в полете пассажиров никто не охраняет - сотрудников служб безопасности в рейсы по-прежнему не берут.
Почему не летает безопасность
В марте этого года был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте". Поправки коснулись Воздушного кодекса, Федерального закона "О милиции" и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Среди основных нововведений - право сотрудников отделений внутренних дел на транспорте работать в составе досмотровых групп на постоянной основе. При наличии информации о возможности нарушения требований авиационной безопасности на воздушном судне милиционеры могут сопровождать его во время полета.
Идея сопровождения пассажирских самолетов сотрудниками служб безопасности обсуждалась давно и активно. Катализатором стал теракт в Москве в августе 2004 года. Тогда при взрыве самолетов ТУ-134 и ТУ-154 погибли 90 человек.
авиаперевозчиков больше всего обеспокоил пункт законопроекта, предусматривающий обязательное присутствие на борту самолета вооруженного сотрудника МВД. Прошло полгода, но сотрудников транспортной милиции на борту самолета так и не наблюдается...
С 2003 по 2005 год линейным отделом внутренних дел ЮУ УВДТ в Челябинском аэропорту выявлено около 130 преступлений. Свыше 40 - в этом году, в том числе два ложных сообщения об актах терроризма. Изъято четыре патрона калибра девять миллиметров, газовое ружье и несколько охотничьих ножей, признанных холодным оружием.