27-08-98
Когда на Бажовском фестивале коллега достала из сумки купленных на ярмарке изделий декоративно-прикладного искусства керамических кукол на веревочках, я поразился. Изнутри пустые, они представляют собой некое подобие колокольчиков, роль "звонаря" в которых играют свисающие керамические лапти. Лица кукол, их наряды вылеплены с такой любовью и фантазией, что глаз не просто радуется - он завораживается красотой. Тут же захотелось встретиться с изготовителями - мастерицами из Чебаркуля.
Вокруг них в рядах мастеров почти все время толпились почитатели народных ремесел и знатоки керамики. Любуясь профессионально сделанными вещицами, многие выкладывали деньги не торгуясь. Когда подошел поближе, попал в атмосферу искреннего восторга и похвал, которые так и сыпались на мастериц. Кто они?
Обе - работники школы искусств. Ирина Ивановна Енченкова преподает живопись, Надежда Сергеевна Пегасова - декоративно-прикладное искусство. Она-то и заразила свою младшую коллегу работой с глиной. Посмотрела Ирина, как бесформенная масса в руках Надежды Сергеевны превращается в очаровательные фигурки, и самой захотелось "оживлять" кусочки глины. Быстро привыкла к новому для нее материалу, и руки уже сами творили чудеса, едва успевая за неудержимой фантазией. Так же быстро освоила обжиг.
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы уловить пристрастие мастериц к разному типу образов. Надежда Сергеевна лепит в основном представителей нечистой силы: домовой, леший, баба-яга. Если из-под ее пальцев выходят птицы, звери, то они также несут черты персонажей сказочных страшилок. Безобидные с первого взгляда куклы-домохозяйки, если присмотреться к ним, вполне сойдут за глиняное воплощение гоголевской ведьмы Солохи. Во всех фигурках есть какая-то притягательная тайна, увлекающая воображение зрителя в область сверхъестественного - магию, колдовство. Такому восприятию служит обилие "складок" и линий причудливой конфигурации, оттенков, близких к темным.
Ирина Ивановна, наоборот, предпочитает положительных сказочных героев. Очень любит она лепить небольших куколок в светлых сарафанчиках - улыбающихся забавных милашек, словно пустившихся в пляс. Одна из ее работ, выставлявшаяся на Бажовском фестивале, называется "Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу", представляет собой композицию из трех фигур смешных мальчуганов.
Среди покупателей ее изделий мне показали женщину, которая приобрела больше десяти штук. Знакомлюсь. Нина Ерофеевна Кокарева - из Озерска, работает воспитателем в детском центре реабилитации и милосердия. Тоже мастерица: делает из поролона кукол, с которыми и приехала на фестиваль.
- В прошлом году на такой же ярмарке, - говорит она, - глиняные фигурки в виде колокольчиков сначала увидела у прибалтийских умельцев. Приобрела довольно много. Потом пожалела об этом, встретив на том же фестивале мастериц из Чебаркуля. Их работы мне понравились больше. Купила у Ирины Ивановны ее изделия, которые, что называется, взяли душу в полон. Дома с помощью нехитрого приспособления определила исходящую от покупок энергию. Колокольчики прибалтийцев, наштампованные по одной форме, излучали отрицательную энергию. Куклы чебаркульской мастерицы, впитавшие тепло ее рук и души, - положительную. Я прямо-таки физически ощущаю эту энергию, поддерживающую добрую атмосферу в моем доме. На детей эти игрушки оказывают благодатное влияние. Прежде всего, конечно, воплощенной в них радостью жизни, ощущение которой усиливает преимущественно светлое тонирование.
- Обратите внимание, - добавляет пристрастная ценительница, - напарница Ирины Ивановны берет иные тона для раскраски своих изделий - будоражащие, энергопоглощающие. Правда, находится немало почитателей, которых именно это прельщает. Используемая прекрасная, по всему видно, глина (любопытно, где они ее взяли?) хорошо отражает разный жизненный настрой мастериц.
Вопрос о глине небезынтересен и мне. Как оказалось, они запаслись ею в Бишкиле, на развалившемся фарфоровом заводике.
Что касается разного жизненного настроя, он, между прочим, сразу бросается в глаза. Ирина Ивановна улыбчива, легко общается, в ее манерах много детского. У нее, как выяснилось, две небольшие дочки, забота об игрушках для них и возродила в маме интерес к куклам.
Валерий ЕРЕМИН.
(Наш корр.).
г. Чебаркуль.