27-10-98


Пять процентов логики

Экс-прокурор области Геннадий Лихачев увидел новые изъяны в налоге с продаж

Подписанное губернатором П. Суминым постановление "О внесении изменений и дополнений в порядок начисления и уплаты налога с продаж" не поставило точку в истории с введением этого сбора. Попытку власти убедить людей в том, что новый налог - благо (так как "упраздняет" 16 старых), нельзя признать полностью успешной, ибо находятся критики, которые утверждают: старания подвести базу под этот сбор лишены логики.

Среди последовательных противников налога с продаж - бывший прокурор области Геннадий Лихачев, который, как уже проинформировал "Челябинский рабочий", намерен "добиваться правды" в судебных инстанциях. Сам он сообщил следующее: его дважды предупреждали о том, что интерес к новой подати зашел слишком далеко. Но Г. Лихачев по-прежнему стоит на своем. К этому, заявляет, его побуждает долг: "Каждый честный юрист должен поступить так же".

А сегодня у него появился еще один повод вернуться к больной теме.

Г. Лихачев проанализировал утратившие силу сборы и нашел их достойными того, чтобы предать гласности. С введением налога с продаж планировалось отменить налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право использования местной символики, за участие в бегах на ипподромах, за выигрыш на бегах, сбор с лиц, играющих на тотализаторе на ипподроме, сбор со сделок, совершаемых на биржах, и некоторые другие. Большинство из них, правда, существовало лишь номинально. Никто их не платил, поскольку облагать было нечего (разве сегодня у нас создаются производства в курортной зоне или интенсивно развивается игорный бизнес?). Перечисленные сборы к тому же касаются ограниченного круга лиц, к основной массе южноуральцев имеют отдаленное отношение, чего не скажешь о налоге с продаж. Его-то платить приходится всем.

Но главное даже не в том, что применительно к нашему региону отменяемые налоги, как правило, носят экзотический характер (участие в бегах, игры на тотализаторе и другие). Все интереснее. Почившие, они имеют свойство возрождаться "под другим соусом". В первую очередь это касается трех из них, приносящих наличку, а не миражи в виде бумажных цифр. Таковыми являются сбор за право торговли, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями и сбор за парковку автотранспорта. Если уж и горевать бюджету об утрате, то слезу следовало б уронить над ними. Вот только, как всегда, слухи о их смерти оказались несколько преувеличенными.

1 октября (когда ввели налог с продаж, а следовательно, утратили силу 16 других налогов) глава Челябинска Вячеслав Тарасов подписал два постановления: "О введении временного порядка выдачи разрешений на место торговли" и "Об установлении платы за розничную торговлю товарами, облагаемыми акцизами (алкогольной продукцией)". Несколько отредактированная форма документов ничего принципиально нового не добавила к содержанию самого процесса, имеющего глубокие и крепкие корни. А если и добавила, разве что к размеру ставок, ибо теперь предусмотрено: при торговле алкогольной продукцией с юридических и физических лиц взимается 100 минимальных зарплат в год. А по Закону "Об основах налогой системы РФ" брали скромнее: с юридических лиц - 50, с физических - 25 зарплат.

2 октября В. Тарасов подписывает еще одно постановление - "О краткосрочных автостоянках". "В настоящее время, - сказано в нем, - муниципальным унитарным предприятием "Городская служба круглосуточных автостоянок" обустроено и обслуживается 16 парковок, предприятиями районов - 8". Из этой вводной части вытекает главное: "... установить тариф оплаты в размере 3 рублей за один час стоянки автотранспорта". До налога с продаж, уже можно догадаться, брали меньше - 2 рубля 50 копеек. Как говорится, почувствуйте разницу.

- Зачем было вводить людей в заблуждение? - спрашивает Г. Лихачев. - Сегодня взимают налог с продаж плюс старые подати. Непонятно только, почему на это никак не реагирует прокурор города. А мы не знаем еще, что происходит в других городах и районах Южного Урала.

Экс-прокурор области намерен пройти тернистый путь до конца. Если его аргументы не убедят судей в области, планирует обратиться в Москву - в Верховный суд. Г. Лихачев говорит, что уверен: закон надо не видоизменять, а отменять, так как он - результат скоропалительных решений. Правительство С. Кириенко придумало его "совсем в другое время". А Законодательное собрание области проголосовало за него в самый разгар кризиса, когда люди уже пожинали плоды рублевого падения. Тем самым их положение еще больше ухудшилось.

Евгений КИТАЕВ.