27-10-98


Выбор

Эксперты Европейского Союза ТАСИС вновь намерены учить уральских крестьян

На этот раз у них есть желание научить наших фермеров кооперации. Чтобы они, в поте лица работая, не мыкались со своими проблемами поодиночке, как сейчас, а устраняли их вместе, грамотно и эффективно, образовав собственную сельскохозяйственную организацию. Это должен быть союз равноправных единомышленников, объединенных общими экономическими интересами. И что не менее важно, этот кооператив должен быть независим от административных органов, а все его члены должны работать для удовлетворения собственных потребностей. Последнее условие, по нашим понятиям, типично рыночное, иначе - капиталистическое, потому что в основе коллективного труда частный интерес.

Создаваться кооперативы в рамках программы ТАСИС будут в трех областях России: Саратовской, Ярославской и Челябинской - в каждой по кооперативу, путем конкурсного отбора. И он уже начался. От нашей области в конкурсе участвуют крестьянские хозяйства Аргаяшского, Варненского, Еткульского, Нагайбакского, Увельского, Чесменского и Чебаркульского районов. Каждая группа, представив собственный проект возможного будущего хозяйствования, вправе рассчитывать на победу, но в конечном итоге приоритет и поддержку ТАСИС получит лишь одна, уже в ноябре. С этой группой фермеров европейские специалисты в течение трех лет и будут создавать кооператив - модель нового для российского крестьянина хозяйствования и управления. Род деятельности - по выбору самих фермеров, или только производить ту или иную продукцию, или заниматься переработкой.

Осуществлять проект в нашей области будут греческая консалтинговая компания "Вагакис интернешнл" с французской Сельскохозяйственной палатой и Лигой кооператоров и предпринимателей России. Так, их представители - грек Янис Кариотис, француз Жак Марше и россиянин Матвей Гутман, полдня проведя в Еткуле, день заканчивали в беседе с увельскими фермерами. Разговор состоялся непринужденный, но расспрашивали фермеров дотошно и квалифицированно - надо же знать, с кем предстоит три года внедрять в российскую экономику европейский проект. Для специалистов ТАСИС это был выбор людей, в лицах которых они хотели бы увидеть азарт в предвкушении нового дела.

Но выбирали и фермеры - между продолжением нынешнего хоть и прозябания, но дающего семье какой-никакой достаток и пока только обещанием возможности вырваться из полунищенской рутины. К одному состоянию уже адаптировались, а сумеют ли вписаться в другое - неизвестно.

- В наших условиях трудно что-то новое начинать, - рассуждает фермер Виктор Судаков. - Законы не действуют, а сколько нас обманывали? И на этот раз все может остаться на бумаге.

На старте сельских реформ, когда только начинали выделяться из колхозов и совхозов фермерские хозяйства, мне пришлось присутствовать на заседаниях районной земельной комиссии - энтузиастов наделяли землей. Люди рвались к самостоятельности, свободному труду. Рисковали, но не боялись. В результате в Увельском районе было образовано 280 крестьянских индивидуальных хозяйств. За прошедшие несколько лет государство многое сделало, чтобы загубить собственное дитя - сейчас в районе осталось в пределах 40 фермерских хозяйств, еле-еле сводящих концы с концами. Все усилия и мечты рванувшихся в обещанный рынок людей разбились о непомерные цены на ГСМ, запчасти, машины, удобрения и гербициды, отсутствие кредитов и смехотворно низкие цены на сельхозпродукцию, получаемую тяжким трудом. Отсюда и недоверие к предлагаемому новому делу, а в желаниях - неприкрытая приземленность. Характерны в этом смысле высказывания фермеров - того же Виктора Судакова и Анатолия Кузнецова. У них нет собственных складов для хранения зерна, поэтому склады арендуют в хозяйствах, что невыгодно. Были бы склады - и ничего больше не надо было бы. Так можно было понять и того, и другого.

- Заберите нас к себе, потому что государство нам ни в чем не помогает! - то ли в шутку, то ли всерьез предлагает иностранцам Анатолий Кузнецов и подсчитывает, какие потери несет фермер при продаже каждой тонны зерна. Невеселая арифметика: затраты на каждую тонну зерна составляют 1,5 тысячи рублей, при средней реализационной цене 550 рублей за тонну. И из этой "выручки" еще половина уйдет на налоги.

- А что вы понимаете под кооперативом и при каких условиях он будет хорошо работать? - допытывается Жак Марше.

- У нас в хозяйствах пока лишь вывески меняются - ООО на ТОО и прочее. А кооператив - это организация с более высокой планкой, и принимать решения в нем должен один человек. Тогда будет порядок, - объясняет Кузнецов.

Мне кажется, что такой ответ не убедил французского специалиста, несколько минут назад говорившего о демократических принципах, действующих в кооперативах. И Жак Марше был откровенен.

- В ваших лицах не видно энтузиазма, а в высказываниях много скепсиса. Возможно, это потому, что чаще дело имели с людьми, после которых все решения оставались на бумаге, - говорит он. - Но ТАСИС - серьезная организация, хотя мы вам ничего не навязываем, сами решайте.

Жак Марше начальный процесс кооперации образно сравнивает с трогающимся поездом на пути в будущее, а фермеров - с пассажирами. Они вправе остаться на перроне, и тогда в их жизни ничего не произойдет, но могут и сесть в этот поезд, идущий в будущее, где не застой и умирание, а развитие.

- Создание кооператива - это только способ решения проблем, а не само решение, - добавляет Жак Марше.

Садиться ли фермерам в "поезд" или, стоя на перроне, помахать ему рукой? Вопрос, думаю, не праздный. Чтобы сохраниться, фермерам, видимо, надо не просто входить в поданный "вагон", а торопливо туда впрыгивать, чтобы не отстать. Глава семейного крестьянского хозяйства Виктор Линник, являющийся и председателем районной ассоциации фермеров, рассказывает, что, так как производимое крестьянами зерно на рынке стоит дешево, многие фермеры уже обзавелись мини-фермами. Стали производить свинину, потому что торговать мясом выгодней. Развивая мысль, Линник предлагает кооперироваться в этом направлении - создавать переработку первоначальной продукции. Его тут же поддерживает фермер Федор Акулич, мол, не только мясом выгодно торговать, но и перерабатывать то же зерно в муку - в три раза увеличивается доход. Но и это еще не все. Доходность свиноводства, по его словам, можно увеличить за счет переработки мяса в колбасы, копчености.

Ф. Акулич хорошо знает, о чем говорит. Он давно понял, каким образом можно зарабатывать деньги. Выращивая зерно, занялся разведением рыбы, а затем и свиней, и сейчас в его стаде уже 80 голов животных. Больших барышей, правда, не имеет, так как деньги вкладывает в производство. И понимает, что в одиночку, без серьезной организации, которая бы помогала материально, технически, юридически, защищала, далеко не уйти. А ведь с фермерством он связывает не только свою жизнь. С ним вместе работает сын Вячеслав, выпускник Южноуральского энергетического техникума. Старательный парень. После конкурсного отбора в Уральском центре по подготовке фермеров, уехал на полгода в Германию. Стажируется в одном из немецких сельских хозяйств.

- Наше фермерство может спасти кооперация, - говорит Федор Николаевич. - Одному развивать то же перерабатывающее производство материально невозможно. Да и зачем этим заниматься в каждом хозяйстве, кустарным образом, когда можно скооперироваться по образцу западных крестьян. А что касается скепсиса и нерешительности наших фермеров, так откуда смелости взяться - никто же ничему уже не верит, многие просто деморализованы, раздавлены обстоятельствами.

Разговор с Федором Акуличем мы продолжили дома. Он приехал из райцентра и сказал, что увельские фермеры все же решили участвовать в конкурсе. Если ЕС выберет их группу, то будут создавать кооператив по переработке сельхозпродукции. Ну а если победителями окажутся другие, то и в этом случае, рано или поздно, но придется обращаться к кооперации. Вот только время терять жалко. А эти мои газетные заметки пусть кого-то из крестьян-единоличников заставят задуматься о дальнейшем житье-бытье.

Анатолий ЛЕТЯГИН.

(Наш корр.).

Увельский район.