27-11-97
Анархия - мать порядка! Батька Махно смотрит в окно. Под черным знаменем, весь увешанный бомбами и пулеметными лентами, вышагивает во главе отряда анархистов в рваных тельняшках матрос Железняк. Бакунин и Кропоткин. Еще раз бомбы и пулеметные ленты. Круто! Запишите меня в анархисты!
Современные челябинские анархисты с бомбами на поясе не ходят и разгонять Учредительное собрание (или городскую Думу) не собираются. Зато они тоже в тельняшках. Называют ребята себя САРС - Социалистический Анархо-Революционный Союз. Людей в этой организации - не больше десяти. Точную цифру революционные парни сообщить не решились. Не стали они называть и свои фамилии.
Вообще-то, если копнуть поглубже, анархических движений в мире - пруд пруди. Есть анархо-синдикалисты и анархо-коммунисты. Делятся они на революционеров и на тех, кто за мирный путь развития, эволюцию. Выходят на улицу с традиционными черными знаменами анархо-пацифисты и анархо-демократы. По мнению анархистов, черный цвет символизирует их главный идеал - свободу. Есть даже анархо-сатанисты, но, слава Богу, не у нас, а где-то в Твери или Питере. А у нас о своей приверженности к матери порядка первыми заявили ребята из клуба "Позитив".
Они самые спокойные и многочисленные из всех анархистов. Признают частную собственность и выступают за создание коммун нового поколения. Их организация так и называется - "Движение за коммуны и общины". Местный региональный центр возглавляет человек с богатым политическим прошлым и университетским образованием Павел Наумов.
- Мы не собираемся грабить банки и кидать бомбы, - говорит Паша, - занимаемся в основном пропагандой своих идей. Встречаемся каждую первую и третью субботу месяца. С новыми людьми ведем беседы. И если кто захочет, можем устроить в анархическую коммуну. Таких коммун по стране немало. Я жил месяц в Москве в "Братстве кандидатов в настоящие люди". Там нет понятия "личная жизнь" или брак, решение о заведении детей принимается коллективно всеми членами коммуны. Деньги общие, но если у тебя их нет - бесплатно кормят и предоставляют жилье.
Кстати, подобная анархическая коммуна существует и в Челябинске. Называется она "Истинно человеческое движение всеобщего совета". Живущие в ней анархо-коммунисты эволюционного толка выступают против всяческого насилия, занимаются полезным трудом, и деньги у них тоже общие. Все решает коллектив, нет среди них согласия - нет и действия. Короче, люди мирные и никаких батек махно из их рядов не выйдет. А ближе всего к приведенному в первых строках материала анархическому идеалу в Челябинске стоит все же САРС.
- Бомбы бросать мы тоже не собираемся, - говорит анархо-революционер Тимур, - но до того момента, пока власти не применяют против нас насилия. Право на вооруженный отпор мы за собой оставляем. А пока занимаемся пропагандой, готовим общество к восприятию анархизма. Распространяем газеты. Стоим под черным знаменем и обьясняем людям, что это такое. Иногда, 7 ноября и 1 мая, выходим на демонстрации. Клеим листовки.
Одна из былых листовок САРСа призывала: "Ломайте компостеры, забивайте их щели жеваной бумагой и жевательной резинкой, не платите деньги контролерам!" Такие вот анархические методы борьбы против тоталитарно-кондукторского насилия. Но есть листовки и с более серьезным содержанием, призывающие уклоняться от службы в армии, бойкотировать выборы. А один из плакатов САРСа гласил "Уральские рабы - хватит молчать!"
У САРСа нет устава, нет фиксированного членства, он не зарегистрирован. И анархическую республику, вроде той, что была в Гуляй-Поле у Нестора Ивановича, на Южном Урале этим ребятам никогда не создать. В разговоре с ними я понял: анархизм - это не политическое движение, а скорее состояние души. Ну анархисты, а почему бы и нет?
Роман ГРИБАНОВ.
г. Челябинск.