27-11-98


Прощай, "кузькина мать"?

Два "ядерных генерала" добровольно уходят в отставку

Помните знаменитое хрущевское: "Я покажу вам кузькину мать!"? Но не многие знают, что генсек имел в виду конкретное. Конкретное и страшное. Эта "кузькина мать" едва не стала причиной гибели всего земного шара. Тогда настоящее имя закрытого города под Челябинском-Снежинск - знали лишь посвященные. Там была создана самая большая в мире водородная бомба мощностью 100 мегатонн тротилового эквивалента (сегодня ей отведена глава в Книге рекордов Гиннесса). Термоядерный заряд, как составная часть этой бомбы, был спроектирован и изготовлен в ядерном центре Арзамаса-16. Хрущев, дабы показать мощь СССР, предложил взорвать ее на Новой Земле. Вот была бы "кузькина мать"!

Специалисты подсчитали, что этот заряд вполне способен расколоть слой литосферы - твердой оболочки Земли. Определили, что в гигантскую воронку хлынут океанские воды и, соприкоснувшись с высокотемпературной магмой, породят взрыв такой силы, что два полушария планеты уже никогда не встретятся. Президент Академии наук СССР М. Келдыш сумел тогда убедить генсека вполовину уменьшить мощность заряда и произвести взрыв не на поверхности Земли, а в атмосфере. Но даже в таком варианте взрыв, прогремевший в октябре 1961 года, помнят во всем мире. А самая большая бомба (естественно, без заряда) покоится в музее, словно Царь-пушка, призванная не стрелять, а грозить врагам.

В Снежинске проектировали и отрабатывали (и делают это до сего времени) ядерную начинку для этих самых бомб, именующихся "оружием сдерживания". Российский Федеральный ядерный центр - Всероссийский НИИ технической физики (РФЯЦ-ВНИИТФ) стал градообразующим предприятием для 50 с лишним тысяч жителей.

Снежинск имеет статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). А настроение у физиков-атомщиков нынче невеселое. Два года назад, отчаявшись в борьбе за выживание центра, добровольно ушел из жизни его директор Владимир Нечай. В его жесткое кресло уговорили сесть академика Евгения Аврорина. Сегодня, по истечении оговоренного срока, он отказался продлить этот контракт.

Ракеты, несущие ядерную начинку, более полувека изготавливают неподалеку - в Миассе. 13 лет возглавляет Государственный ракетный центр (ГРЦ) "КБ имени В.П. Макеева" профессор Игорь Величко. Созданные еще под руководством основателя ГРЦ В.П. Макеева ракеты "Скад" можно было увидеть и оценить в настоящих боевых действиях (понятно - без ядерных боеголовок) между Ираком и Кувейтом. Российские подводные лодки сейчас несут на себе баллистические "сигары" из Миасса. Но сегодня в Российском космическом агентстве рассматривается собственноручное прошение об отставке генерального конструктора ГРЦ И. Величко.

Капитаны, не выдержавшие реформаторских "штормов" и рыночных стихий, вынуждены покидать свои корабли.

В Челябинской области расположено более тридцати предприятий оборонной промышленности, три ЗАТО (из десяти, имеющихся в стране). Между ними сложилась тесная научно-производственная кооперация, и удар по одному отзывается в остальных. Государство же задолжало им более полутора миллиардов рублей. Зарплату в РФЯЦ-ВНИИТФ не видели с мая 1998 года. Но главная боль элиты отечественной науки и техники даже не в этом. Российским ученым существовать на полуголодном пайке не впервой. Самое страшное для них - сужение тематики, свертывание работ, которым отданы многие годы и силы. Самое горькое, что буквально на глазах разрушается то, что именовалось "обороноспособностью страны".

Американцы уже сейчас предлагают выкупить у России все ядерные боеголовки (по сто тысяч долларов за штуку). То есть в одночасье "обеззубить" стратегические ракеты, стоящие на боевом дежурстве. Правда, срок эксплуатации этих ракет уже подходит к концу. Здравый смысл говорит, что нужна замена и лучше, если замена качественная. Причем наиболее эффективным оружием сдерживания являются баллистические ракеты морского базирования. Стационарные ракетные базы любой из стран известны потенциальному противнику, противопоставить им свои "Трайденты", "Томагавки" и "Минитмены" - вопрос чисто технологический. Другое дело - подводные лодки, снабженные ядерным оружием. Эти ракетные старты - подвижные, мобильные, сложные в обнаружении. Вот по ним-то и направлен нынче основной удар собственного государства.

Более пятнадцати лет велась на Урале работа над "проектом 3М91". Речь идет о создании новой стратегической ракеты морского базирования "Барк". Уже подошли к стадии летных испытаний, но первые три запуска оказались неудачными: ракета взрывалась сама собой через несколько секунд после старта.

- Что значит "неудачными"? - возмущаются таким определением специалисты. Это нормальная ситуация отработки каждой из ступеней ракеты, ее различных систем. То, что сейчас находится на вооружении, тоже начиналось со взрывов, до нескольких десятков раз испытывали некоторые из образцов. Это штатная ситуация испытаний.

Да, были у создателей ракет научно-технические проблемы, без которых не обходятся никакие принципиально новые разработки, хотя бы речь шла об утюге или стиральной машине. Памятен здесь и случай провокации, когда один из специалистов, имеющих доступ к ракете, сумел повредить ее топливную систему. Его тогда "вычислили" и арестовали. Но сперва-то ракеты "не удавались" по неизвестной причине. О причинах же последнего несанкционированного взрыва "Барка" государственная комиссия еще не дала ответа. Однако столичные "отцы-командиры" уже приняли решение о закрытии проекта. Тематика передана Московскому институту теплотехники.

Дело в том, что москвичи - большие специалисты в ракетостроении наземном. Сегодня российская армия вооружается их "Тополями". Но трудно не согласиться со специалистами, что земля и море - две большие разницы, две принципиально отличные друг от друга стихии. Чтобы вникнуть в новую специфику (пусть даже используя наработки уральцев), новым разработчикам и производителям придется потратить многие годы и огромные деньги. А за стопроцентный результат никто не поручится. Возникшую было идею создания универсальной "земноводной" ракеты специалисты вообще считают бредовой.

Таким образом, одного из "трех китов" российской ядерной оборонной стратегии можно считать потопленным. Наземные и крылатые ракеты не смогут качественно выполнить те задачи, которые решают морские. Сегодня ядерное оружие выполняет военные задачи "кузькиной матери". Как бы ни рушились до сего дня наша наука, производство, конкуренция ядерных центров Снежинска и Арзамаса-16, ракетчиков Москвы и Миасса давали лучшие образцы самой современной военной техники и технологии. Уничтожь сегодня эту конкуренцию - качество оружия XXI века окажется под большим вопросом. Это во-первых. А во-вторых, не иметь резервных умов и производств в подобном деле - значит подвергать обороноспособность страны огромному риску.

Логика подсказывает: развал ракетно-ядерных центров не заставит атомщиков пимы катать. Пытались в Государственном ракетном центре и обои производить, и мясные консервы, да все - в "молоко". Они умеют делать ракеты и они будут их делать. В Китае или Афганистане, Иране или Ираке. Или еще где-нибудь. Пустыми разглагольствованиями о патриотизме, грозными подписками "о неразглашении", ограничениями выездов за рубеж всех этих специалистов экстра-класса не удержишь. Несомненно, в любой стране, мечтающей об "атомной дубине", найдутся для них деньги, будут удовлетворены материальные запросы. Так вместо одной поверженной ядерной державы мир получит несколько "державочек". А норов у детенышей "кузькиной матери" непредсказуемый.

Похоже, цепная реакция развала уже пошла: два "ядерных генерала" подали в отставку. Так что - прощай, оружие? Прощай, "кузькина мать"?

Владислав ПИСАНОВ,

собственный корреспондент "Труда" - специально для "Челябинского рабочего".

НА СНИМКЕ: так выглядит "кузькина мать".

Фото из музея РФЯЦ-ВНИИТФ.