27-12-02


Отпечатки следов

Вот уже сто лет имя Марлен Дитрих является символом непреходящей женственности

Челябинская областная общественная организация "Немецкий координационный центр" совместно с городской организацией немцев "Видергебурт" провели вечер, посвященный 101-й годовщине со дня рождения Марлен Дитрих. Это событие состоялось в помещении информационно-обучающего центра общества "Знание" и привлекло немало поклонников творчества немецкой актрисы.

С помощью музыки, литературных текстов, кадров документальной кинохроники, самой атмосферы вечера организаторам удалось прикоснуться к образу, который неподвластен веяниям изменчивой моды, да и само время над ним как будто не властно. Марлен Дитрих была архетипом женственности. Увидев ее в малоизвестных русскому зрителю немецких фильмах, отрывки из которых демонстрировались на вечере, я поняла, на кого хотела походить великая Любовь Орлова. И это совсем не умаляет ее значения и роли в отечественном кинематографе. Вольно или невольно на Марлен Дитрих хотели походить все женщины планеты, которые когда-либо ходили в кино или видели журналы с ее фотографиями.

Она оставалась образцом женственности не только на экране, но и в жизни. И даже ее недостатки, выражавшиеся в приступах страшной меланхолии (и сменявшиеся периодами столь же невероятной активности), были продолжением ее женственности. Бог дал ей не только красоту, но и многообразные таланты. Одаренная скрипачка, восторженная любовница, прекрасная мать, искусная кулинарка (ее рецепты до сих пор украшают лучшие поваренные книги), верный друг, великая актриса - все это грани одной личности.

Марлен Дитрих сравнивали с Джокондой, потому что в ее образе всегда присутствовала тайна. Но при этом актриса оставалась еще и на редкость стойким и мужествественным человеком. В результате нелепой случайности, приведшей к травме, она на девятнадцать лет оказалась прикованной к инвалидной коляске. Но и тут не сдалась, стала заниматься своей любимой музыкой, работать над мемуарной прозой, а стихи она писала всегда.

Марлен Дитрих принадлежала к числу тех глубоких натур, которые умели ценить и понимать талант других людей. Она обожала Эдит Пиаф и говорила, что рядом с ней чувствует себя неуклюжей провинциалкой. Ее любили Эрнест Хемингуей, Джером Дейвид Сэлинджер, Жан Габен, Эрих Мария Ремарк, воспевший образ Марлен в своем романе "Триумфальная арка". Она любила любовь и сравнивала это состояние со снегом, по которому идешь и не видишь отпечатков своих следов:

Большую часть своей жизни Марлен Дитрих прожила в США, умерла в Париже, а похоронена на тихом кладбище в Берлине, рядом с могилой матери. Ее именем названа улица в столице Германии, а около квартиры, где она когда-то жила, всегда толпы людей. Они приезжают сюда со всего мира, чтобы прикоснуться к великой загадке, имя которой - Марлен Дитрих:

Рассказ о замечательной немецкой актрисе получился интересным и полным благодаря творческим усилиям художественного руководителя немецкого культурного центра Златоуста Ларисы Вайцель, которая была одновременно и литературной ведущей, и исполнительницей немецких песен 20-х годов, в том числе и тех, которые пела Марлен Дитрих. В вечере приняли участие заслуженные артисты РФ Наталья Александрова и Николай Ищенко, лауреаты международных конкурсов Лариса Тимшина и Вадим Юздов, а главным организатором праздника (видеть Марлен Дитрих, пусть даже на фотографиях - это праздник) стал председатель совета общественной организации немцев "Возрождение" Олег Зало.

Лидия ПАНФИЛОВА