28-01-2000
Екатерина МИНЕЕВА
Челябинск
Пьяный за рулем - преступник. А психопат - кто?
Областная прокуратура проверила исполнение Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в областной клинической психоневрологической больнице N1. Как утверждает прокурор отдела по надзору за исполнением законов в социальной сфере Ирина Жарикова, в ходе проверки выявлены четыре факта, когда лица, освобожденные от военной службы в связи с выявлением у них психического заболевания, имеют в собственности автотранспортные средства, водительские удостоверения, совершают административные правонарушения и привлекаются к административной ответственности органами ГИБДД. Грубо говоря, все четыре молодых человека состояли на учете в "психушке", что не помешало им получить водительские права, а одному из них даже устроиться водителем в частную фирму.
За комментариями "Челябинский рабочий" обратился к главному врачу психоневрологической больницы N 1 Евгению Занину.
- Есть определенные законодательные нормы, и мы действуем строго по ним, - пояснил Евгений Борисович. - Существуют два типа учета: диспансерный и консультативный. На диспансерном учете состоят граждане с тяжелыми психическими заболеваниями, им права не выдают. Но есть категория граждан, которая страдает психическим заболеванием и находится на консультативном учете. К этой категории подход дифференцированный - если человек желает получить права, ему назначается обследование, в частности, у психолога, после этого он приходит на клиническую экспертную комиссию. Комиссия с ним беседует, смотрит его психическое состояние и дает заключение. И если мы все же решаем, что больной сможет управлять транспортным средством, то берем ответственность на себя.
Опять придется говорить грубо. Если человек ложку вместо рта несет в ухо, он состоит на диспансерном учете и водительские права ему однозначно не положены. Но психические заболевания - область весьма динамичная и обширная. У больных некоторыми из них в процессе жизни (читай - лечения) могут произойти положительные сдвиги. На то и существуют консультативный учет плюс индивидуальный подход. И если у человека "с головой налаживается", то через четыре-пять лет можно сняться с учета даже с диагнозом "шизофрения" - конечно, при условии стойкой ремиссии (ослабление или исчезновение симптомов болезни - ред.). Но пока человек стоит на консультативном учете, ни в армию, ни в космонавты его не возьмут. Евгений Занин прокомментировал и эту ситуацию:
- Существующие законодательные нормы направлены на то, чтобы в армию не попали солдаты, которые представляют опасность для окружающих. В момент боевых действий или в условиях жесткой дисциплины психически неуравновешенный человек с оружием в руках может наделать много бед. Можно сказать, мы стоим на страже интересов Родины.
Но непригодность к военной службе не отменяет возможность получить водительские права. И хотя фамилия одного из молодых людей таинственным образом все же "засветилась" в журнале диспансерного учета, все четверо были признаны клинической экспертной комиссией годными к управлению транспортными средствами. Таков закон - в армию нельзя, а за руль можно. И кстати, можно еще приобрести охотничье ружье - законом разрешено.
Психиатры действовали по закону. Прокуроры действовали по закону. Все четверо молодых людей попали в поле зрения прокуратуры лишь потому, что управляли транспортными средствами в нетрезвом виде. То есть совершали правонарушение не из-за болезни, а по общему разгильдяйству. А если общее разгильдяйство - следствие болезни, правоохранительные органы должны будут это доказать, что практически невозможно. n