28-01-06


"Не хочу привыкать к излишествам"

Отсутствие хороших ролей Валентина Теличкина восполняет, рисуя картины

Лидия САДЧИКОВА

Челябинск

Она снималась у мэтров кинорежиссуры. Сергей Герасимов, Глеб Панфилов, Никита Михалков предоставили ей возможность проявить свой артистический талант и удивительные природные данные. Люди старшего поколения помнят ее по ролям в фильмах "Начало", "Васса", "Пять вечеров", "Осенние свадьбы", "Портрет жены художника". К молодым зрителям она пришла из телесериала "Бригада" в роли матери главного героя Саши Белого.

Почти 40 лет назад в Миассе Герасимов снял свой двухсерийный фильм "Журналист", и образом курьерши Вали началась кинокарьера Валентины Теличкиной.

- На Южном Урале я родилась как актриса, - сказала Валентина, приезжавшая в Челябинск вместе с коллегами-кинематографистами получить премию "Светлое прошлое", посмертно присужденную Сергею Герасимову. Она немного "обиделась" за Мастера:

- Странно, что он не был самым первым кандидатом на эту премию. Столь много Сергей Аполлинариевич сделал для прославления СССР, России и родного ему Урала. Он особая личность, сейчас таких нет. Глыба! Личностная, человеческая, творческая, гражданская. Это чудо, счастье для тех, кто с ним столкнулся, и, конечно, для зрителей. Я убеждена: придет такое время, когда его фильмы снова будут востребованы и никого не оставят равнодушными. Лет пять назад мой сын, которому сейчас 26 лет, посмотрел "Журналиста" и был потрясен: "Мама, почему не показывают этот фильм, почему бесконечно крутят пустяковые сериалы?" Я знаю, что снова вернутся к фильмам Герасимова, которые помогали жить и в нынешней ситуации принесли бы нравственную пользу. Не говоря уж о том, что его ученики продолжают успешно работать в разных областях кино и театра.

- С другими его учениками вы как-то связаны?

- Мы периодически встречаемся, но меньше, чем хотелось бы. Такова наша жизнь. Артисты очень разобщены в силу специфики своей работы. Разъезжаемся, съезжаемся. К сожалению, в последнее время я чаще отказываюсь от съемок, чем соглашаюсь, и почти не встречаюсь с однокурсниками. Но всегда доброе отношение и взаимный интерес связывают тех, кто "отмечен" Герасимовым.

- Наверное, Мастер преподавал вам не только профессиональные уроки?

- Да все его уроки, пожалуй, были прежде всего человеческие. Даже когда разбирали ту или иную роль, то всегда через призму реальной жизни. Он, кстати, очень любил неформальное общение. Помню, на съемках "Журналиста" устраивал пикники, вывозил всю киногруппу любоваться уральской природой. Рыбалка, костер, чтение стихов, разговор по душам. Сергей Аполлинариевич не раз повторял нам: "Не знаю, смогу ли я из вас сделать хороших режиссеров или артистов, но людей настоящих я бы хотел в вас видеть". Это была его первая задача. Он учитель, педагог и государственник в большей даже степени, чем режиссер.

- А если бы Герасимов увидел "Бригаду"? Как, полагаете, он отнесся бы к вашей роли и вообще к этому сериалу?

- Думаю, что меня бы он похвалил, это точно, и режиссера бы тоже похвалил. И все бы сделал для того, чтобы исправить ту ситуацию в нашей стране, которая настолько правдиво и образно показана в этом талантливом сериале.

- Чем вы заняты в последнее время?

- В основном своим домом. Предложения сниматься есть. Уезжая в Челябинск, оставила недочитанным хороший сценарий. Этот фильм будет делать человек достойный. Но, к сожалению, роль, которая мне предлагается, меня не интересует, поэтому я опять откажусь. Надеюсь сниматься, но только в настоящем кино. Будет такое кино - будут и работы. Но сейчас я переключилась на акриловые краски. Расписываю мебель, пишу картины для своего загородного дома. Счастлива невероятно! Это такой заряд энергии!

- Что, эта способность пробудилась недавно?

- Рисовать я любила всегда. У меня это желание периодически то засыпает, то пробуждается. Но сейчас это занятие привлекает меня в чисто прикладных целях. Картинами можно украсить стены дома. На подлинники у меня нет денег. То, что могу себе позволить купить из современного искусства, не очень нравится. Простите за нескромность, но я даже лучше могу нарисовать. Тем более что сама себе "закажу" те цвета и тот сюжет, которые доставят мне радость. Поэтому и взяла в руки кисти. Это потрясающая психотерапия! Она мне помогает жить полноценно и радостно. Не тоскую, не грущу. С легкостью отказываюсь от тех ролей, которые не принесут отраду моей душе.

- Можно отказываться, когда есть на что кормиться:

- Вы правы. Я сочувствую многим нашим артистам, которые вынуждены перебиваться с хлеба на воду. Но есть чувство горечи, когда вижу, как иные мои коллеги теряют себя в погоне за деньгами. "Надо работать, - твердят они, - надо зарабатывать". Если бы они заботливо к своей душе относились, то всего, что они уже заработали, им хватило бы при рачительном хозяйстве лет на 10-15 безбедной жизни. Но в том-то и беда: остановиться люди не могут, почуяв вкус денег. Когда-то мой папа сделал точное определение: достаток - Божья благодать, избыток - наказание Господне. Многие не понимают, что Господь дал им эту благодать: заработать, выжить, а они остервенели, ожаднели сверх меры. И глотают то, что уже невозможно съесть. Терпеть не могу эти пошлые слоганы типа "Водка не бывает невкусной", "Денег не бывает много". Бывает! Когда человек начинает растлевать себя и свою душу тем, что берет больше, чем может освоить. Когда потребности свои раздувает до такой степени, что у него уже из ушей лезет, а все ему мало, всех он ненавидит и всем завидует.

- Вам по душе другая жизнь?

- Абсолютно другая. Не хочу привыкать ни к излишествам, ни к вкусностям. От этого только печень болит.

- Значит, не испытываете зависти к владельцам дорогих авто, шуб, коттеджей?

- У меня это все есть, слава Богу. Я не бедствую. Мой сын получил хорошее образование, он юрисконсульт в Газпроме. Муж мой до сих пор работает и прилично зарабатывает. Они меня терпят с моим небольшим заработком. Я, кстати, наверное, продержалась бы спокойно на тех заработках, которые получаю. Потому что каждый год хоть одну картину да делаю. И умею распределяться, соизмерять свои доходы и расходы. Я принципиально не трачу деньги ни мужа, ни сына. Не потому, что они мне их не дают, - таков мой принцип. Мне радостно справляться в этой жизни. А когда еще открываются дополнительные возможности и друзья мои просят, чтобы я им сделала картину, расписала какую-то шкатулку, - это ли не счастье и не признание!

- Вы родились в сельской глубинке. Были ли у вас в связи с этим комплексы?

- Да. Но знаете, в каком смысле: студенткой, на лекциях по изобразительному искусству, я почувствовала себя необразованной, отсталой. Многие мои столичные однокурсники были, как сейчас говорят, более продвинуты в этом плане. Но мне ничто не мешало ходить в Третьяковку, в Пушкинский музей и восполнять пробелы. В результате я даже преуспела. Потому что те, кого туда водили в детстве, не возвращались в эти музеи. А в определенном возрасте нужно проходить те же самые круги, читать те же самые книги. В свое время мудрый режиссер Михаил Ромм дивную вещь сказал: "Если хотите себя чувствовать интеллигентным человеком, можете прочесть только несколько книг, но с условием, что эти книги будут очень хорошими и читать вы их будете всю жизнь". Так и тут: то, что в детстве видел, уже иначе в юности выглядит. И совершенно другие очи открываются в пожилом возрасте. И если ты, неважно в какой области, обрываешь свое образование на уровне детских познаний, то ты, разумеется, будешь профаном.

- Актерской профессии вы тоже до сих пор учитесь?

- Жизнь учит. Научить быть талантливым артистом невозможно. Но научить профессионализму можно, и иногда профессионалы побеждают очень талантливых от природы людей только потому, что вдруг начинают смотреть на все актерскими глазами, беря наблюдения из реальной жизни как бы в копилку мастерства. Что-то подсмотришь для той или иной роли, которую будешь играть. Потом это вынется из копилки. А как бы иначе смогла я играть "нормальных" советских, а теперь уже русских женщин, ту же маму из "Бригады", если бы ни разу не проехала на метро или на троллейбусе, не ходила в магазин за продуктами. В театре еще можно чуть-чуть обмануть зрителя, а в кино - ни за что. Учиться? Конечно. До самой смерти. Наблюдения за определенными срезами жизни откладываются где-то в сознании. "Подглядывать" за характерами мне всегда очень интересно.

- Удается ли вам ездить на гастроли?

- Сейчас нет. Не хочу участвовать в антрепризе, а с нашим Театром киноактера просто беда, он вынужденно бездействует. Да и приоритеты поменялись. Сейчас у зрителей попса в цене. Даже когда меня приглашают, не хочется откликаться, потому что разочаровываешься: зрителей тоже ведь уже "воспитали" определенным образом. Достаточно показать палец, чтобы публика хохотала. Вон в телесериалах нам суют фонограмму, как дуракам, мол, вот здесь смейтесь. Я поэтому перекочевала из мира искусства игры в свой собственный мир. Мои "художества" как бы компенсируют мне то, что осталось там.