28-01-06


Несонная лощина

Кукольный мультфильм Тима Бертона "Труп невесты" - беззаботный мир вечно поющих и танцующих скелетов

Она, опустив глаза и заодно крышку фортепиано, сказала: "Родители мне не разрешают играть, потому что для девушки в музыке слишком много страсти". Он, нервно отскочив от инструмента, чуть не превратил сначала от смущения свой галстук в тугой канат, но потом все-таки пробубнил девушке Виктории свое имя: "Виктор". Впрочем, само их знакомство, как и любой брак по расчету (на который, однако, делают ставки богатые рыботорговцы Ван Дорты и обедневшие дворяне Эверглоты), - лишь начало наступления одной большой черной полосы. Для Виктора к тому же - в буквальном смысле. Активно зубря неподатливый текст венчального обета, нерадивый жених забредает лунной ночью в лес, где примеряет колечко на первый попавшийся сучок. Но тот оказывается пальчиком уже много лет ожидающей своего единственного невесты Эмили. С той лишь поправкой, что у невесты этой из-под кожи синего цвета тут и там торчат голые кости, главным ее советчиком-"совестью" служит болтливый червячок, а чуть ли не единственным до нынешнего момента развлечением ее подземной жизни является пианино.

Развеселая эстетика американского мюзикла и сухая чопорность диккенсовской Англии, беззаботный разгульный мир вечно поющих и танцующих скелетов и общество только формально живых и имеющих сердце леди и джентльменов - соответственно. Режиссер Тим Бертон до сих пор, как и герой его кукольного мультфильма "Труп невесты", кажется, так и не может определить наиболее подходящую для него реальность. Увлекшись темой загробного мира еще в 1988 году в фантасмагоричном "Битлджусе", Бертон продолжил ее в детективной "Сонной лощине" и мультипликационном юмористическом ужастике "Кошмар перед Рождеством". Но только в нынешнем "Трупе невесты" оба мира у Бартона находят-таки общий знаменатель. Сам же режиссер не только с блеском демонстрирует умение работать с куклами (глядя на мимику и жесты которых, долго не веришь, что это не компьютерная графика), а миф об Орфее превращается в "Трупе невесты" почти в такую же уязвимую, но очень поэтичную историю любви, как в фирменном бертоновском "Эдварде руки-ножницы". Финальный же кадр "Трупа невесты" и вовсе сплошная музыка разбитых, но все-таки живых сердец.

Инга МЕЛЬНИКОВА