28-02-01
Михаил ПИНКУС
Челябинск
Стоит ли говорить, что каждое повышение платы за проезд в общественном транспорте челябинцы воспринимают как личную обиду. Преодолевать дорожные неудобства нам помогает только въевшаяся в кожу привычка терпеть. "За что я четыре рубля отдала, если три остановки на одной ноге простояла, а еще две пешком прошла - водителю, видишь ли, в депо ехать приспичило?" - жалуется по телефону пожилая учительница Ольга Александровна. Что ей ответить? Повторить слова властей о трудностях, которые испытывают транспортные предприятия города, или сообщить, что деньги от очередного подорожания проезда будут использованы на приобретение нового подвижного состава? Потерпите, мол, женщина, скоро вагончиков прибавится, ездить станет комфортнее...
Все это городские власти говорят не первый год. В августе 1999 года, при повышении платы за проезд с полутора до двух рублей, от обещаний вроде бы перешли к делу - открыли целевой счет, на который решили переводить 35 копеек из пятидесяти, добавленных к стоимости каждого билета. В этом году в связи с двойным подорожанием проезда размеры отчислений были увеличены до 50 копеек с билета. Каково же было удивление корреспондента "Челябинского рабочего", когда он узнал, что с конца прошлого года на целевой счет не поступает ни копейки. Горэлектротранспорт перестал перечислять деньги в сентябре, автобусные предприятия - в декабре. Они получили от городских властей своего рода "индульгенцию" - после настойчивых жалоб на тяжелое финансовое положение. В результате целевые средства были пущены на решение текущих проблем, в основном на выплату заработной платы. Транспортники, конечно, тоже люди. Но деньги из кошельков пассажиров, по крайней мере, некоторая их часть, собирались на вполне конкретные нужды - для приобретения новых, более комфортабельных трамваев, троллейбусов и автобусов.
На одном из последних аппаратных совещаний первый заместитель главы Челябинска Евгений Елисеев высказал недовольство тем, как ведутся дела в транспортных предприятиях города, и дал задание провести переговоры с заводами-поставщиками, дабы организовать "непрерывную линию" по приобретению подвижного состава. Речь вновь зашла о том, чтобы за счет возросших доходов ежемесячно приобретать новые транспортные единицы. В минувший понедельник заместитель главы города, начальник управления по транспорту и благоустройству Владимир Алейников сообщил, что предварительные переговоры проведены. В этом году планируется приобрести 30-35 подержанных "Икарусов-280" (расценки новых моделей настолько высоки, что городу, по мнению В. Алейникова, к ним не подступиться), 20-25 новых корейских автобусов "Хондей-540" и отреставрировать около 50 троллейбусов. Цена новых "рогатых" держится на уровне миллиона 300 тысяч рублей. Реставрация - установка нового кузова и смена комплекта электрооборудования - обходится в два раза дешевле. Все это станет возможным, дважды оговорился Владимир Алейников, если на счете по приобретению транспорта за год аккумулируется не менее 100 миллионов рублей. Что же мешает их "аккумулировать"?
В первую очередь этот вопрос стоит адресовать депутатам городской Думы, принимавшим решение о подорожании проезда и увеличении размера отчислений на целевой счет. Стоимость билета они повысили вдвое, а отчисления на приобретение транспорта только на 15 копеек. Не логичнее ли было увеличить отчисления пропорционально росту "добавленной стоимости" билета? При таком раскладе нового транспорта можно было бы приобрести в два раза больше.
Но никаких гарантий в том, что доходы, полученные от подорожании стоимости проезда (пусть даже в объемах, утвержденных городской Думой), пойдут на приобретение подвижного состава, сегодня нет. Тем паче, Дума не разработала нового порядка накопления этих средств, и, как сообщили корреспонденту "Челябинского рабочего" в отделе финансов муниципальных предприятий, где они теперь будут "аккумулироваться" - на прежнем счете или на счетах транспортных предприятий, пока не известно. Перевозчики пассажиров балансируют на краю финансовой пропасти, их кредиторская задолженность достигла в этом году 400 миллионов рублей. Отсутствие бюджетных дотаций, федеральной компенсации за проезд льготников, повышение стоимости материалов, запасных частей, горючего, рост энерготарифа - все это приведет к тому, что перевозчики вновь и вновь будут требовать деньги на более срочные нужды, нежели приобретение новых троллейбусов и трамваев. n