28-02-01


Кризис-тур

Арбитражные управляющие пошли в народ

Поездкой в Южноуральск и посещением выставленного на торги Южноуральского фарфорового завода конкурсным управляющим Челябинского завода дорожных машин имени Колющенко Алексеем Фатеевым открылась серия выездных семинаров Гильдии профессиональных антикризисных управляющих (ГПАУ). Возглавивший в конце прошлого года областное представительство ГПАУ Алексей Фатеев провел переговоры с руководителями предприятия, познакомился с опытом арбитражного производства на заводе и встретился с главой города Владимиром Шавриным.

Едва ли случайно местом первого выездного семинара ГПАУ был избран Южноуральск. Среди городов области Южноуральск пользуется репутацией одного из самых благополучных. Многолетняя политика городских властей по поддержке среднего и малого бизнеса позволила городскому бюджету полностью отказаться от дотаций из областного центра - южноуральская казна пополняется налогами прежде всего с местных производителей. Показательно, что Южноуральск занимает первые места по числу автомобилей, телефонов в расчете на 100 тысяч населения.

Южноуральский фарфоровый завод - единственное из предприятий города, попавшее под процедуру банкротства. Примечательно, что введение процедуры арбитражного управления на нем было инициировано самим руководством.

Общая экономическая ситуация в стране к октябрю 1998 года, когда по решению арбитражного суда области ЮУФЗ перешел в арбитражное производство, упадок фарфоровой отрасли не оставляли предприятию шансов рассчитаться с долгами, львиную долю среди которых составляли платежи энергетикам, пополнить оборотные средства и восстановить докризисный уровень производства. Денежная составляющая в расчетах предприятия с поставщиками и потребителями не превышала одного процента, зарплату работникам выдавали в основном готовой продукцией.

Введение моратория на кредиторскую задолженность завода, согласованные действия руководителей предприятия и внешнего, а затем и конкурсного управляющих позволили остановить спад. Результатом маркетингового исследования стало кардинальное изменение сбытовой политики предприятия. В структуре предприятия был создан цех по выпуску высокохудожественного элитного фарфора, рассчитанного на обеспеченного покупателя, часть не находящей массового покупателя продукции была снята с производства. Руководство сделало ставку на подписание прямых договоров с потребителями - санаториями, домами отдыха, предприятиями общественного питания, учебными заведениями. Сегодня до 50 процентов продукции ЮУФЗ идет "под заказ". Производство за два года возросло более чем вдвое - с 428 тысяч до 900 с лишним тысяч изделий в месяц. Ассортимент увеличился до 300 наименований. Заработная плата поднялась с 600 до 1700 рублей и выплачивается без задержек. В 2000 году предприятие вышло на безубыточный уровень производства.

Около года назад предприятие перешло из стадии внешнего управления в конкурсное производство. Кредиторами ЮУФЗ было принято решение о выставлении имущества предприятия на открытые торги. Условия конкурса позволяли по результатам торгов погасить копившиеся долгие годы долги предприятия и сохранить производство.

Создание в начале 2001 года на базе предприятия-банкрота "дочернего" предприятия ЗАО "Южноуральский фарфор" опровергло опасения скептиков о том, что конкурсное производство и выставление на торги основных фондов ЮУФЗ поставят крест на тридцатилетней истории производства южноуральского фарфора. На сегодня ЗАО "Южноуральский фарфор" арендует имущество и основные фонды предприятия-банкрота. Сюда перешли все 1100 работников "старого" предприятия. Фарфоровый завод продолжает работать, расширяя рынки сбыта.

Первые торги по продаже имущества банкрота закончились неудачно - конкурсная цена в 19 миллионов рублей не устроила потенциальных покупателей. Объяснение этому директор ЗАО "Южноуральский фарфор" Галина Огошкова видит в продолжающемся кризисе фарфоровой отрасли России. Отечественный рынок затоварен более дешевым украинским и белорусским фарфором. А в отсутствие мер государственной поддержки российским производителям зачастую приходится работать себе в убыток. Для переоснащения производства отрасли остро необходимы инвестиции. Но пока их нет.

С 24 февраля по 24 марта должны пройти повторные торги. Несмотря на то, что стартовая цена выставленного на продажу имущества снижена до 17 миллионов рублей, условия конкурса остались прежними. Завод выставляется на торги как единый производственный комплекс. Потенциальный покупатель должен гарантировать сохранение профиля предприятия, а также инвестировать в течение двух лет в производство южноуральского фарфора 13 миллионов рублей.

Опыт Южноральского фарфорового завода, по словам Алексея Фатеева, полностью подтверждает правильность решения о введении на предприятии арбитражного производства. И хотя внешнему управлению не удалось рассчитаться по долгам предприятия, сохранено само производство.

Артемий ВОЛКОВ.

P.S. До конца месяца члены Гильдии профессиональных антикризисных управляющих планируют проведение выездных семинаров по антикризисному управлению на проблемных предприятиях Магнитогорска, Миасса, Кыштыма и Чебаркуля.