28-02-01
Каждую весну центру горнозаводского края угрожает наводнение. Бетонная плотина, перегородившая реку Ай между горами Косотур и Уреньга, находится в аварийном состоянии и может не вынести напора паводковых вод. ("При Николае II еще строили, в 1915-м. Вот заразы, не могли покрепче сделать!" - шутит заместитель главы города по экологии В. Кутышев.)
Если плотину снесет, значительная часть территории Златоуста разделит участь Атлантиды: под воду уйдут и расположенные ниже по течению Ая кварталы исторической застройки, и несколько промышленных предприятий - заводы "Булат", металлургический. Пострадают абразивный завод, комбинат стройматериалов, завод металлоконструкций. Златоустовцы не смогут попасть на железнодорожную станцию: плотина является частью транспортной магистрали, связывающей район вокзала с остальным городом.
Гамлетовский вопрос мучает горожан с тех пор, как в теле старушки-плотины были обнаружены предательские трещины. "Лекари" прописывали дорогостоящие операции: проектанты из Волго-града предлагали перегородить Ай выше, специалисты из челябинского "Южуралводпроекта" - ниже по течению. Однако из-за отсутствия средств (строительство новой плотины обойдется в кругленькую сумму, соизмеримую с размером годового бюджета Златоуста) до возведения гидротехнических сооружений дело так и не дошло.
Нынче тревога поселилась в сердцах златоустовцев задолго до паводка: снежный-то покров раза в три выше обычного. Еще в феврале метеорологи предупредили, что наибольшая опасность грозит четырем городам горнозаводского края, в числе которых назван и Златоуст. До мая, на который приходится обычно пик прохождения талых вод, состояние плотины коренным образом не улучшить. Остается регулировать уровень воды в городском пруду и надеяться, что тело плотины выдержит и нынешний паводок - 86-й на своем веку. Дабы не подвергать обветшавшее гидротехническое сооружение дополнительным нагрузкам и не испытывать судьбу, пассажирам курсирующего между вокзалом и центром общественного транспорта в это время придется покидать салоны автобусов и трамваев, пересекая плотину "на своих двоих".
Но долго сидеть на пороховой бочке еще никому не удавалось. Для поиска приемлемого по средствам и срокам решения "бородатой" проблемы городская власть созывала консилиум специалистов из Златоуста, Челябинска, Екатеринбурга и Бакала. После выезда на место они одобрили идею златоустовцев, предложивших спускать воду из пруда через тоннель в Косотуре. Гора, напоминающая по форме знаменитый крымский Аю-Даг, превратится тем самым в естественное гидротехническое сооружение.
Изыскательские работы уже начались. Проект выполнят специалисты екатеринбург-ской "Уралгипроруды". Пробурить тоннель длиною в сто метров и забетонировать его берутся шахтопроходчики Бакала. По их расчетам, продырявить Косотур они смогут за полгода - к нынешней осени. Скальный грунт, изъятый при строительстве тоннеля, будет использован для создания насыпи перед плотиной. За ней сохранится роль моста через Ай, в котором обустроят аварийный лоток для сброса воды.
Так что паводок 2002 года впервые за много лет златоустовцы могут встретить без мандража перед возможным потопом. Осталось только нынешний март с апрелем простоять и май продержаться. Да еще собрать с миру по нитке несколько десятков миллионов рублей для реализации смелого проекта.
Ольга АЙЗЕНБЕРГ