28-03-08
Олеся ГОРЮК
Аша-Челябинск
Олега Киселева можно без преувеличения назвать одним из самых издаваемых уральских композиторов. Ноты с его произведениями можно купить в любом крупном книжном магазине, где есть музыкальный отдел. Не каждому композитору дано постоянно слышать свои произведения в исполнении других людей. А у Киселева этого счастья с избытком. Большинство исполнителей его пьес - ученики музыкальных школ, осваивающие гитару.
Выход в космос
Сам Олег Николаевич шел к гитаре "странным, нелогичным, извилистым путем" и повторять этот путь никому не советует. Родители, потомственные металлурги, поощряли интерес мальчика к музыке. Вместе с папой Олег пытался купить гитару через "Посылторг". С десятого раза повезло. Но учить играть на этом инструменте маленького Олежку было некому: не существовало тогда в Аше класса гитары. Мама уговаривала идти на домру, баян, балалайку, но сын уперся: только гитара.
Первым делом он попросил отца вспомнить все песни послевоенной юности. Следующим этапом стал школьный ВИА.
- Это была очень хорошая музыкантская школа, - вспоминает Киселев. - С непривычки пальцы левой руки начинали кровоточить, но мы не обращали на это внимания. Занимались музыкой по собственной воле, засиживались в нашей каморке - бывшем школьном туалете - до поздней ночи, разучивая новые песни.
Тем не менее никто из участников школьного ВИА не воспринимал такое музицирование всерьез. Все, в том числе и Киселев, поступили в технические вузы. Олег Николаевич выбрал металлургический факультет ЧПИ. Чудом попал в "Клуб классической гитары", который вел Александр Долгих.
- Играя в школьном ансамбле, чувствовал, что уперся в стену. Услышал песню, подобрал, сыграл на танцах. Услышал другую - разучил и ее. А что дальше? Классическая гитара оказалась Космосом. В стену не только не упираюсь, но даже не вижу ее на горизонте.
В Россию - через Запад
Устроившись по распределению на металлургический комбинат, Киселев поступил на второй курс к Виктору Козлову - это был первый набор уральского корифея классической гитары. Три года Олег умудрялся совмещать работу на заводе с обучением игре на гитаре. Металлургия помогла Киселеву купить прекрасную гитару одного из лучших мастеров - Николая Родионова. Стоила она 1800 советских рублей, половина стоимости "Жигулей". До сих пор Олег Николаевич играет на этом инструменте.
Первую пьесу написал неожиданно для самого себя, еще в институте.
- У меня была творческая встреча с другом, он сыграл много пьес разных авторов. Вечером я что-то накропал на гитаре. Был убежден, что просто повторил по слуху то, что сыграл мой друг. Когда мы снова встретились, я наиграл ему пьесу, и оказалось, что она полностью авторская.
Поначалу над Киселевым посмеивались. Гитарист-любитель, без специального образования, а считает себя композитором. В музучилище Олега предупредили: "Не показывай Козлову своих вещей. Он композитор, ты композитор - возникнет нездоровая конкуренция". Киселев послушался и на первом же экзамене сыграл прелюдию из "Осенней сюиты" некоего Мэйлорда. Виктор Козлов так и не догадался, что студент Киселев и композитор Мэйлорд - одно и то же лицо.
- Позже я понял, насколько абсурдными были мои опасения. Виктор Викторович - добрейший человек, давал мне полную свободу. С тех пор к каждому экзамену я играл что-то свое.
Шансов издать свои пьесы у Киселева не было никаких. К изданию принимались только произведения тех, кто состоит в Союзе композиторов. Чтобы стать членом этой организации, нужно было окончить консерваторию по классу композиции. В 1984 году 20-летний Киселев предпринял первую попытку выйти из замкнутого круга: выпустил сборник самиздатом.
- Вся копировальная аппаратура была на учете комитета госбезопасности. Я пришел в один из челябинских НИИ. Там за универсальную валюту (несколько бутылок водки) в ночное время мне напечатали нотные сборники на ротапринте "Эра".
По-настоящему Киселева издали в 1992 году в Польше. Поняв, что в России ему ничего не светит, Киселев стал "продвигаться на Запад", находясь при этом в Аше.
- Каждый мой пакет с нотами приводил в ужас работников ашинского почтамта. Как правило, ноты пропадали. Но кое-какие рукописи все же дошли до издательств.
Киселев с ужасом вспоминает то время: на издание одного сборника уходило полгода. Сейчас благодаря Интернету - 1-3 дня.
- Чтобы быть изданным в 14 странах мира, мне пришлось постучаться в 50. Сказалась моя ашинская упертость. В детстве я очень серьезно занимался хоккеем, был вратарем. На первом же занятии вратаря "расстреливают": ставят в ворота и кидают шайбы со всей силы. От вратаря требуются две вещи: терпеть, когда больно, и не бояться, когда страшно. Эти уроки я пронес через всю жизнь. Невзирая ни на что, шел к своей цели.
В 2002 году Киселеву "покорилась" и Россия. К этому времени его ноты были изданы в пяти странах.
Блюз опоздавшего поезда
Олег Николаевич четко обозначил круг своих интересов: пьесы для детей - от первого класса до выпускного. Есть произведения для взрослых - хватит на три концертные программы. Но главный интерес - написать такую пьесу, чтобы ребенок захотел ее играть.
- Над профессиональным композитором довлеет профессионализм. Он уже не может себе позволить написать что-то детское, шаловливое. Пишет для критиков и коллег, а ребенок в шоке: разве это музыка?
Другая задача Киселева - создать альтернативу "золотому гитарному фонду". Одна из его книг, изданная в Италии, так и называется "Отдохни от Каркасси".
Яркие названия - еще одно ноу-хау Киселева. Никаких "прелюдий", "фуг" и "этюдов". "Танец скорпиона", "Блюз опоздавшего поезда", "День рождения без гостей".
- Название должно вдохновить ребенка на создание интересного образа, - объясняет Киселев. - Дети играют мою музыку к клипу, который сняли в своем сознании. Не может "Королева печальна" играться быстро и задорно. Перед тем как играть, рисуем королеву. Как она выглядит, почему печальна?
- Не сковывают ли детские пьесы ваш композиторский дар? - спрашиваю Киселева. - Ведь возможности ребенка как музыканта невелики.
- Сейчас английское издательство заказало мне 30 пьес, написанных в первых четырех ладах. Это невероятно узкие рамки! Тем интереснее написать красивые, яркие пьесы, не выходя из поставленных границ.
Классическая гитара в Аше держится на двух людях - Олеге и Светлане Киселевых. Света шла к гитаре не менее окольным путем, чем ее будущий муж. Сначала освоила баян, потом училась на кафедре хорового дирижирования. Позже, живя в Каменске-Уральском, стала брать уроки гитары у одного из лучших музыкантов Свердловской области Дмитрия Милованова. С пьесами Киселева познакомилась гораздо раньше, чем с ним самим.
- Сначала купила кассеты: очень они мне понравились. Потом стала разучивать по нотам. Когда увидела Олега, не представляла, как буду его на "ты" называть.
- Это потому, что живые композиторы - большая редкость, - смеется Киселев.
Света - любящая жена, первый исполнитель пьес Киселева, редактор нотных сборников, незаменимый помощник в написании пьес для гитарных дуэтов.
Три года назад Киселевым выпала необыкновенная удача: в музыкальную школу пришел Дима Масленников и стал учеником Светланы.
- Это событие, что в Аше появился такой ученик. 20 лет преподаю гитару, но ничего подобного не видел, - признается Олег Николаевич.
Областные и региональные конкурсы Дима выигрывал один за другим. Губернатор Петр Сумин выделил юному музыканту единовременную стипендию 10 000 рублей. В Екатеринбурге его одарили хорошей детской гитарой. Продав трофей и присовокупив к нему губернаторскую премию, Олег Николаевич купил для своего ученика инструмент ручной работы.
- С такой гитарой мы решились ехать в Санкт-Петербург на самый престижный в стране конкурс "Виртуозы гитары", - вспоминает Киселев.
Результат - двойная победа. Дима Масленников - первый среди исполнителей (с "Фантазией на темы русских народных песен" О. Киселева), а Олег Николаевич победил в конкурсе композиторов, исполнив "Английскую сюиту" памяти Джона Дюарта.
Неугомонный Киселев уже поставил себе новую цель: гитара для Тимура Шамсивалеева. Талантливый мальчишка играет с Димой дуэтом. Вместо гитары у Тимура корейский суррогат. Нужно найти деньги, чтобы дуэт зазвучал по-другому.
Олег Киселев автор 400 пьес для гитары.
8 компакт-дисков записано им как иллюстративный материал к нотным сборникам.
в 14 странах мира изданы его сборники, а в Великобритании включены в обязательную программу музыкальных школ.
Более 20 лет преподает гитару в Ашинской школе искусств.