28-03-08


Домахались кулаками до Сети

Челябинский спорт в Интернете: 15 самых популярных видео сайта Youtube.com

Этот рейтинг интернет-видео о спортсменах и событиях мира спорта, имеющих отношение к Южному Уралу, подготовлен на основе анализа статистики видеосервиса Youtube.com. Сегодня на этой интернет-площадке сосредоточено почти две трети всего онлайн-видео. Условно говоря, это крупнейшая видеобиблиотека, доступная через Сеть всем жителям планеты. Сервис преимущественно англоязычный, универсальный и легкий в использовании. Популярность Youtube.com колоссальна, сама сфера интернет-видео разрастается невиданными темпами. В связи с этим многие авторитетные эксперты, среди которых и Билл Гейтс, прогнозируют в недалеком будущем полное перемещение телевизионного формата в Сеть.

Целый раздел на Youtube.com отведен спортивному видео - сюжетам об атлетах, турнирах, отдельных интересных событиях спорта. Мы работали с этим разделом. Составить рейтинг решили по аналогии с киноиндустрией, где популярность актеров определяется количеством зрителей фильмов с их участием. Именно рейтинг по зрителям (а статистика просмотров на Youtube.com открыта) может, по нашему мнению, выступать одной из реальных характеристик и в сфере спорта.

"Изюминкой" рейтинга является безусловное лидирование видеозаписи ледового кулачного боя между командами хоккейных клубов "Трактор" и "Ак Барс", озаглавленной по-английски как "Крупнейшая массовая хоккейная драка". Этот ролик, просматриваемый в среднем каждые 10 секунд, уже сейчас входит на Youtube.com в десятку самых популярных сюжетов по тематике российского спорта, проигрывая пока только "звездным" сюжетам о Марии Шараповой, Анне Курниковой, Павле Буре, Александре Овечкине и некоторых других знаменитостях. В рейтинге отражен только один, самый "раскрученный" из роликов, хотя по Сети "гуляет" не менее 20 видеозаписей силового столкновения "Трактора" и "Ак Барса" с количеством просмотров каждого от 300 до 300 тысяч. С точки зрения узнаваемости южноуральского хоккея эти результаты можно оценивать как успешные. "Ледовые спарринги" всегда зрелищны, привлекательны. Записи энхаэловских драк набирают аудиторию до трех-четырех миллионов интернет-зрителей. И при этом 90 процентов комментариев к таким роликам позитивные. Видимо, теперь у многих любителей этого вида спорта откуда-нибудь из Сиднея или Торонто российская Суперлига положительным образом ассоциируется с крепкими на кулак парнями из "Трактора".

Несколько неожидан большой интерес к фанатской группировке челябинского "Зенита". Он объясняется экстраординарностью самого сюжета. Дракам футбольных фанатов хороший рейтинг в Сети обеспечен. Для примера тут можно привести запись побоища между болельщиками футбольных клубов "Спартак" (Москва) и "Зенит" (Санкт-Петербург), ее посмотрели в Интернете 400 тысяч человек. Особенностью же челябинских футбольных фанатов может считаться то, что у них появились уже свои сетевые "поклонники": на Youtube.com выложено не менее 10 различных сюжетов о боях фанатов-"зенитовцев" с числом просмотров от 5 до 75 тысяч, в частности драки с болельщиками клубов "Динамо" (Киров) и "Тюмень".

Во всем остальном результаты рейтинга соответствуют общемировым тенденциям - из-за своей зрелищности и эффектности наибольшей популярностью в Сети пользуются ролики о силовых состязаниях и единоборствах, в нашем случае - с участием южноральских боксеров, стронгменов, дзюдоистов, гиревиков. Важное значение имеет и оригинальность сюжета - те же спортивные драки, женский бокс и т.д.

В целом Челябинская область неплохо представлена в сфере спортивного интернет-видео. Первые четыре ролика из регионального рейтинга входят на Youtube.com в число 50 самых популярных российских видео. Количество просмотров сюжета о конкретном атлете свыше 30 тысяч является характеристикой мирового интереса к последнему (для сравнения: столько просмотров, например, у ролика с участием легенды биатлона О. Бьерндалена). Такую характеристику вполне заслужили Е. Малкин, М. Кокляев, воспитанница челябинской волейбольной школы Е. Гамова, А. Назаров и В. Макаров. Но и для всех остальных южноуральских спортсменов само присутствие на Youtube.com, внимание со стороны западных болельщиков и зрителей очень почетно и перспективно.

Сергей КЛИМАКОВ, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств, руководитель Уральского центра медиаинициатив