28-04-2000


Здоровье не купишь

Но многие лекарства можно купить только в муниципальных аптеках

Ирина ВАСИЛЬЕВА

Челябинск

"Классика" - раз, "Классика" - два?

Муниципальное унитарное предприятие "Аптека N 274" сменило вывеску на "Аптека "Классика". Почему?

Вот объяснение заведующей 274-й Альбины Жернаковой:

- Коллектив аптеки обратился в фирму "Классика" с просьбой взять его под свою опеку примерно полтора года назад. Потому что находились мы тогда на грани закрытия: товара не осталось, огромные долги и по аренде, и по зарплате, и по препаратам: Для нас это был выход. Теперь все переменилось. План мы выполняем, думаю, и прибыль даем, правда, я теперь об этом могу только догадываться.

Скорее всего, догадка верна. Потому как на лето в новоявленной "Классике", по словам заведующей, намечен большой капитальный ремонт, и не только внутри. Намереваются сделать и приличный фасад, и даже близлежащую территорию благоустроить, место бойкое - угол двух проспектов, Свердловского и Победы.

Жалкое существование влачат сегодня почти все муниципальные аптеки.

- Еле выживаем, очень тяжело, - призналась заведующая муниципальным унитарным предприятием "Аптека N 177", что по Свердловскому проспекту, напротив горбольницы N 1, Жанна Сологуб. - Оборотных средств нет, больница нам задолжала большую сумму, размеры платежей постоянно растут:

А новые коммерческие аптеки и аптечные пункты все открываются и открываются. Сегодня число коммерческих аптек в Челябинске превышает муниципальные едва ли не на десяток. Значит, дело это - торговля медикаментами - далеко не убыточно? На первый взгляд, это может показаться странным: один город, одни товары, одни цены. Жанна Сологуб призналась, что и на их помещения фирма "Классика" глаз положила. Три точки у них в округе, склад нужен. А тут - большая аптека, к тому же конкурент:

Слухи о приватизации аптек гуляют по городу давно. Может быть, она уже началась? Тайная, необъявленная?

- На мой взгляд, приватизация аптек - лишь разговоры - таково мнение начальника организационно-фармацевтического отдела управления здравоохранения администрации Челябинска Валерия Борисова. - Ни одна аптека частному лицу продана не была, и кто сегодня собственник 274-й, мне неизвестно, но, думаю, он прежний - комитет по управлению имуществом городской администрации.

В комитете сообщили, что фирма "Классика" работает в помещении 274-й аптеки на основе договора аренды и, стало быть, собственником ее не является. Но, может быть, именно этого-то и не хватает бедствующим аптекам - изменения формы собственности? Собственно, самого собственника - с его вложениями в оборотные средства, рекламу, ремонт? Может быть, не так уж и страшен зверь, которым мы друг друга пугаем, - аптекоприватизация?

Фарма-няня

Проблемы муниципальных аптек вытекают по преимуществу из функции социального патронажа населения, которую они выполняли и продолжают выполнять. Практически все они сохранили свои производственные отделы, готовящие капли, порошки, мази, копеечные по стоимости и не окупающие себя из-за дороговизны арендной платы за те квадратные метры, на которых эти капли готовят. Коммерческие аптеки никогда на такое не пойдут. Минимум площади - максимум выгоды. А растворы для стационаров, что производственные отделы тоже делают, и вовсе оплачиваются от случая к случаю. Нужны эти отделы людям? Безусловно. А вот самим аптекам - сомнительно. Это делает их работу нерентабельной. 250 квадратных метров оплачивать куда дороже сотни, на которой работает какой-нибудь коммерческий аптечный пункт.

Разоряют их и наркотические препараты для онкобольных. По закону их реализация позволена только госучреждениям и сопряжена с тремя барьерами защиты: сигнализация, стальные двери, стальные ящики: Накладных расходов это никак не снижает: охрана препаратов обходится дороже их стоимости. И ни одна коммерческая аптека на это не пошла бы, даже если бы могла. А онкобольных у нас, как известно, больше, чем в среднем по России, на 20 процентов.

И, наконец, льготный отпуск лекарств. Возможно, кто-то из ветеранов возмущенно воскликнет, что это уже давно кануло в прошлое. Но цифры говорят о другом. Вот информация о фактических расходах на бесплатные и льготные медикаменты по реестрам аптек Челябинска за прошлый год: 13339 тысяч рублей. Приоритетный отпуск медикаментов на льготных условиях осуществлялся онкобольным, гормонозависимым, больным туберкулезом и бронхиальной астмой, диабетом. По данным управления лекарственного обеспечения населения области, объем лекарственных препаратов, приобретенных населением за счет бюджетных средств, примерно равен по объему тому, что мы приобретаем, платя из собственного кармана. Ни одна частная аптека не обслуживает льготников. Но все без исключения муниципальные это делают. Это ставит их в неравные условия с конкурентами - коммерческими аптеками. Насколько это положение для них фатально?

- Уверен, что любая государственная или муниципальная аптека может так же эффективно функционировать, как частная - таково мнение начальника областного управления лекарственного обеспечения населения области Владислава Загребенко. - Корень вопроса - в собственнике, его желании и умении сделать работу рентабельной, в его искусстве руководить предприятием, финансами и кадрами. Рентабельность работы самой большой, подведомственной управлению областной аптечной сети - 200 предприятий - за последний год повысилась в два раза. И это не предел.

Есть примеры эффективной работы и муниципальных аптек. Так что, может, и уцелеют они в большинстве своем, выстоят нам на радость и себе на пользу? Судьбу же многих частных аптек, по прогнозам некоторых специалистов, уже сегодня можно считать предрешенной - быть им пивбарами.

Да здравствует реестр!

По определению ВОЗ, доступность лекарственного препарата определяется тремя факторами: безопасностью, качеством и досягаемостью по цене и географии. Обсудим самое больное - цену. Фармакологический бизнес не без основания считался одним из самых прибыльных. И наше негодование - "наживаются на людских слезах" - не было лишено основания. Рентабельность оптовиков была ошеломляющей - десятки процентов. Сверхприбыли имели и аптеки. Нам ли не знать, как росли цены, пока не был опубликован Государственный реестр цен. Это пять тысяч наименований лекарственных препаратов с фиксированной ценой завода-изготовителя. А дальше - просто, только не ленись считать. По постановлению губернатора области оптовая наценка должна быть не более 25 процентов, а предельная торговая - 40 процентов. Все, это потолочная цена. И люди считают. Это первая отрадная для населения попытка регулировки цен на лекарства. Попытка, потому что в реестр вошла примерно лишь седьмая часть ходящих на фармрынке препаратов. Но хотя бы на них цены теперь выровнялись, и наценкам в сотни и тысячи процентов пришел конец. Отрадно, что вошли в реестр и ходовые импортные лекарства, но, конечно, не все. А доля импортных препаратов на нашем рынке по-прежнему высока: более 50 процентов. В этом году реестр должен быть еще расширен. И иметь его не помешает каждому из нас. Правда, вот с ростом курса доллара простому смертному уже ничего не поделать: около 75 процентов отечественных препаратов имеют валютную составляющую, так что абсолютно доступным большинству из нас остается только призыв беречь здоровье. n