28-05-03


"Пермь-Петербург-Париж"

Дягилевские сезоны возвращаются

С 15 по 23 мая в Перми проходила беспрецедентная акция "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж", посвященная великому русскому импресарио Сергею Дягилеву. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни композитором, но обладал потрясающим умением видеть и открывать таланты.

Дягилев познакомил Европу с русским балетом, ежегодно проводя "Русские сезоны" за границей. Он подобрал исключительную по своему составу труппу, в нее входили Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Джордж Баланчин, Михаил Фокин. По сути, Дягилев стал первым русским продюсером. При советской власти эта профессия была совершенно забыта, но в конце ХХ века стала вновь актуальна в России.

Имя Сергея Дягилева пришлось времени в масть. О нем вспомнили в его родном городе Перми. Программа "Сезонов" включала спектакли, выставки, чтения, "круглые столы", видеопоказы. В роли самого Дягилева, то есть человека, сумевшего собрать все это воедино, выступил главный режиссер, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян.

Челябинск не остался в стороне от события, приковавшего внимание всей театральной общественности: наш Театр современного танца участвовал в вечере, посвященном памяти хореографа Евгения Панфилова.

Своими впечатлениями о "Дягилевских сезонах" делится театральный обозреватель газеты "Пермские новости" Татьяна ТИХОНОВЕЦ. В Челябинск она приехала сразу же после "Сезонов" как член жюри нашего областного фестиваля "Сцена-2003".

С 15 по 23 мая в Перми проходила беспрецедентная акция "Дягилевские сезоны: Пермь - Петербург - Париж", посвященная великому русскому импресарио Сергею Дягилеву. Он не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни композитором, но обладал потрясающим умением видеть и открывать таланты.

Дягилев познакомил Европу с русским балетом, ежегодно проводя "Русские сезоны" за границей. Он подобрал исключительную по своему составу труппу, в нее входили Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Джордж Баланчин, Михаил Фокин. По сути, Дягилев стал первым русским продюсером. При советской власти эта профессия была совершенно забыта, но в конце ХХ века стала вновь актуальна в России.

Имя Сергея Дягилева пришлось времени в масть. О нем вспомнили в его родном городе Перми. Программа "Сезонов" включала спектакли, выставки, чтения, "круглые столы", видеопоказы. В роли самого Дягилева, то есть человека, сумевшего собрать все это воедино, выступил главный режиссер, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета Георгий Исаакян.

Челябинск не остался в стороне от события, приковавшего внимание всей театральной общественности: наш Театр современного танца участвовал в вечере, посвященном памяти хореографа Евгения Панфилова.

Своими впечатлениями о "Дягилевских сезонах" делится театральный обозреватель газеты "Пермские новости" Татьяна ТИХОНОВЕЦ. В Челябинск она приехала сразу же после "Сезонов" как член жюри нашего областного фестиваля "Сцена-2003".

Три города

- В жизни Дягилева было три главных города: Пермь, где он вырос и сформировался, Петербург, где проходила его многообразная деятельность, и Париж, которому он открыл великий русский балет. На "Дягилевских сезонах" эти города неоднократно причудливым образом пересекались. В первый же вечер на гала-концерте была показана "Шопениана" Михаила Фокина. Это дягилевский балет, один из первых, показанных им на "Русских сезонах", его премьера прошла в Мариинском театре, а у нас в Перми он идет с 1978 года. В фокинском балете "Видение Розы" танцевали наш солист и француженка, а завершал вечер "Аполлон Мусагет" в исполнении артистов Мариинского театра. На следующий день была показана "Спящая красавица". Роскошный балет-феерия, даже несколько сладкий по количеству красоты. И прелесть была в том, что в первом акте Аврору танцует любимица пермской публики Елена Кулагина, во втором Наталья Моисеева (она тоже из Перми), а в финале Аврору исполняла этуаль (прима) Парижской оперы Клэр Мари О'Стар. Получилось невольное состязание. Соединились Пермь и Париж.

Эксклюзив

- В какой-то момент я испытала очень большую гордость за то, что наш оперный театр имеет эксклюзивный материал. Мы показали то, что в России идет впервые. Например, балет Баланчина "Ballet Imperial", поставленный на музыку Второго концерта Чайковского для фортепиано с оркестром. Эта музыка, как говорят наши солисты, под ногу балета, ее легко танцевать. С фондом Джорджа Баланчина постоянно работает наш театр, его хореография берется не с пиратских кассет, а ставится бывшими солистами труппы Баланчина Марией Калигари и Бардом Куком. Когда идет этот балет, убираются первые шесть рядов партера, ставятся площадка и рояль, на котором играет Денис Мацуев, один из сильнейших солистов Московской филармонии.

Впервые в России были поставлены оперы "Клеопатра" Жюля Массне (либретто переводил с французского сам режиссер спектакля Георгий Исаакян) и "Лолита" Родиона Щедрина.

"Лолита"

- От нее отказывались Большой и Мариинский театры, думаю, по причине специфичности литературного источника. В музыке произошла очень сильная идентификация композитора с главным героем Гумбертом Гумбертом. Такое ощущение, что он влез в кожу Гумберта и вместе с ним проживает страшное наваждение. Первый акт практически бездейственен. Это вязкий сон Гумберта, который тяжело слушать и смотреть, особенно, как я заметила, мужчинам.

Сама Лолита для меня стала главным потрясением, из-за которого я пошла смотреть оперу второй раз. Татьяна Куинджи далеко ушла от образа сексуальной, природно-кокетливой девочки-нимфетки. Она все время сидит, как сидят девочки, поджав под себя ноги, или некрасиво их бросив, в каких-то непризывных позах. Она, в общем, даже некрасивая и при этом создает образ волнующей двойственности. Из, казалось бы, детского тельца (к премьере певица сильно похудела) исходит волнующий женский голос. В истории Лолиты Куинджи увидела драму такого одиночества, что разрывается сердце.

Продюсеры

- В последний вечер перед закрытием проходил конкурс продюсерских проектов. Денежные премии и дипломы получили знаковые фигуры. Это генеральный директор российского государственного театрального агентства Давид Смелянский, директор национальной премии "Золотая маска" Эдуард Бояков (это была его первая награда) и культовый для Перми человек, создатель и одновременно продюсер единственного в России частного балета Евгений Панфилов. Диплом получила его бывшая жена, а ныне вдова Наталья Данилова.

Балетоман Сережа

- Дягилева нельзя назвать культурным мифом города. Ему не дает им стать дом семьи Дягилевых, в котором сейчас гимназия, где учился и мой сын. Есть оперный театр, в котором Сережа Дягилев имел право занимать места ближе десятого ряда. Никто другой из гимназистов такого права не имел, но Сережа был балетоманом и к тому же очень красивым мальчиком. Поэтому миф мифом, а посмотришь и понимаешь, что нет, не миф.

Записала Олеся ГОРЮК