28-07-05
Инга МЕЛЬНИКОВА
Карловы Вары - Челябинск
Как истинные европейцы, они поголовно переходят на экологически правильный вид транспорта - велосипеды. Еще - позволяют вполне себе эстетскую слабость, становясь хозяевами собачек исключительно карманных, соразмерных миниатюрности своего города, пород. При этом, однако, нужно сильно постараться, чтобы встретить среди местных жителей англоговорящего собеседника. Еще надо как можно быстрее привыкнуть к тому, что все магазины здесь, как российские лет 20 назад, закрываются до захода солнца. А еще - к тому, что, к примеру, регулярно и громко сморкаться, как на улице, так и во время киносеанса, - здесь вовсе не моветон.
Уловить в Чехии (и конкретно - на термальном курорте Карловы Вары) это нынешнее ее переходное состояние между роскошью и тоской. Между легкой и еле заметной тоской по недавнему советскому прошлому, но вполне четкими и пока еще радужными надеждами на буржуазное будущее, которое уже год маячит Чехии благодаря ее вступлению в Евросоюз. Уже только для того, чтобы не упустить этот момент, стоило съездить в этом году в Карловы Вары. Причем именно в начале июля, когда здесь проводится ежегодный международный кинофестиваль. Кстати, уже сам слоган нынешнего 40-го феста ("В 40 лет жизнь только начинается") как нельзя точно отражает самую суть нынешней Чехии.
Музейные тайны
Впрочем, чтобы понять что-нибудь о Чехии, сначала нужно привыкнуть к Карловым Варам, к которым, пожалуй, больше, чем к Праге, подходит формулировка "город-музей". И дело здесь не в количестве архитектурных памятников, ухоженных, нарядных, всем своим видом как бы ведущих негласный спор в лучшем владении секретами долголетия или пластической архитектурной хирургии.
И даже не в том, что Карловы Вары - это такой сказочный пряничный домик, разросшийся до размеров небольшого городка, в котором очень легко и приятно за пару дней отвлечься от мегаполисной гонки на выживание и, скорее всего, не так горько поискать здесь способ примирения с собственной старостью. А вот жить в Карловых Варах всегда - малоувлекательно и практически бессмысленно.
К тому же сам город живет и действует по каким-то музейным законам. И с утверждением, что лучшее развлечение Карловых Вар - это лишь чинные прогулки вдоль набережной со специально купленной "носастой" кружечкой, наполненной тут же в Гейзерной колоннаде горячей термальной водицей, и спорить-то бессмысленно: все-таки Карловы Вары - не клубная Ибица какая-нибудь, а именно что живописнейший курорт. Зато туристам вряд ли будет дано найти сколько-нибудь убедительное объяснение тому, что можно за 10 дней здесь так ни разу не увидеть (как в музее - его сотрудников) ни одного местного жителя, входящего или выходящего из подъезда, или не найти жилого дома, в котором вечером горит хотя бы половина из всех окон.
Самое интересное, что хотя бы половину из тех же официальных 60 тысяч жителей Карловых Вар так же затруднительно встретить вечером и в ресторанчиках или магазинах (все они закрываются не позже 20 часов), и, к примеру, в рассекающих по городу авто (машины припаркованы в стройные ряды по обеим сторонам дорог и, кажется, в течение суток с этих мест так и не двигаются).
Тем не менее, эдакая музейность Карловых Вар - только на руку его кинофестивалю.
"Водитель:" для Карловых Вар
Практически не тронутый современностью городской интерьер (в отличие от активно застраиваемых в последнее время Берлина и Москвы или буржуазно лоснящихся Канн, где также проходят наиболее крупные международные кинофестивали), помноженный на подчеркнутый демократизм происходящего и пару-тройку расхаживающих прямо по мостовым города мировых кинозвезд - в качестве непременной "вишенки" на праздничном торте.
Вот, в первую очередь, ради чего стоит ехать на карловарский кинофестиваль, уже который год соревнующийся с Московским международным. Однако борьба эта происходит, разумеется, в своей весовой категории (не беря в расчет, по крайней мере, четыре главных нынче мировых киносмотра - каннский, венецианский, роттердамский и берлинский). И, судя по мнению кинокритиков со стажем, московский фест до карловарского все никак не дотягивает.
Впрочем, кинофестиваль в Карловых Варах, кажется, меньше всего считается с привередливыми акулами пера. Главные международные кинофесты так или иначе сформулировали некий свой формат и методично своего выбора придерживаются: Канны интересуются, в первую очередь, авторским кино, Берлин усиленно работает над имиджем самого толерантного феста, а Венеция приветствует все новаторское.
Программа же карловарского фестиваля хоть и состоит из более 200 фильмов (игровых, документальных, анимационных), но подобраны они, словно предметы для постоянной музейной экспозиции, по принципу "покажем лучшее, что мы смогли раздобыть". Такие претензии уже который год предъявляются к главной конкурсной программе московского кинофеста. Имеются таковые, по крайней мере, в этом году - и к карловарской.
Среди 14 конкурсных лент из Европы, Ирана, Израиля, Японии, России на громкие режиссерские имена, как, впрочем, и на особые кинематографические откровения, рассчитывать не стоило. Посему жюри (во главе с британским режиссером Майклом Редфордом) решило, видимо, сделать финт ушами, наградив польскую ленту Кшиштофа Крауза "Мой Никифор" ("My Nikifor") про художника-наивиста Никифора сразу несколькими призами: за лучшую режиссуру, лучшую женскую роль (здесь интрига заключалась в том, что 85-летняя польская актриса Кристина Фельдман получила этот приз, сыграв в фильме... мужчину - того самого Никифора). Гран-при феста присудили тоже "Моему Никифору".
Наверняка именно из-за не самой простой сюжетной конструкции и явного перебора со всякими идеями японская драма о суициде "Обеденный стол Норико" ("Noriko's dinner table") режиссера Сионо Соно не получила главного приза фестиваля, а была только удостоена "специального упоминания жюри". Участвовавшая же в конкурсной программе российская ретро-драма Павла Чухрая "Водитель для Веры" карловарским зрителям запомнится, похоже, только множеством рекламных щитов по всему городу: никаких призов фильм в итоге не снискал. Впрочем, Россия все же увезла с этого феста одну награду. Фильм "Рагин" Кирилла Серебренникова (по мотивам чеховской "Палаты N 6") победил в дополнительной конкурсной программе фестиваля "К Востоку от Запада". К слову сказать, возглавлял ее жюри московский кинокритик Андрей Плахов.
Непопкорнкино
Если же особо не бурчать по поводу несовершенства программ (а фильмы внеконкурсных показов, уже ставшие победителями самых престижных киносмотров мира, - более чем достойные), на фестивале в Карловых Варах вполне легко и удобно расслабиться и просто получать удовольствие.
К примеру, от самого процесса просмотра фильмов. Здесь для этого созданы все условия. Правда, стоит заранее ознакомиться с некоторыми местными правилами.
По ним, например, в кинозал очень затруднительно попасть тем, кто опоздал к началу сеанса хотя бы на несколько минут. Если вас и впустят, то на свои места, на которые непременно претендуют опоздавшие в кинотеатрах российских, уж точно рассчитывать не стоит: сядете либо на свободные, либо и вовсе - на пол. Именно так запросто поступали киноманы из числа чешских и европейских студентов, которые составляли чуть ли не половину всей фестивальной публики. Они, кстати, активно практиковали и другой способ продемонстрировать свою демократичность, ночуя прямо в спальниках на полу отеля "Термаль" (главной фестивальной площадки).
Еще одно бесспорное преимущество чешских киносеансов - запрет на поедание попкорна и распивание любых напитков (кроме разве что - минералки). Всего этого в фойе заведений с кинозалами просто не продается.
Зато к кинозвездам на карловарском фестивале получить доступ намного легче, чем кажется. По крайней мере, шансы значительно возрастают у тех, кто покупает специальные карточки на оранжевых шнурках, дающие право приобретать билеты в кино со скидкой и даже иногда посещать пресс-конференции с участниками феста.
Впрочем, аншлаги были, пожалуй, только на пресс-конференциях шведской актрисы Лив Уллманн, режиссера и организатора главного в мире феста независимого кино "Санданс" - американского актера Роберта Редфорда. Они оба, а также не пожелавшая дать пресс-конференцию, но запомнившаяся всем и надолго своим 15-минутным проникновенным спичем на представлении нового фильма Джима Джармуша "Сломанные цветы" Шэрон Стоун, приезжали в Карловы Вары за специальными наградами "За вклад в мировой кинематограф". Из делегации молодых звезд кино (среди которых был датский режиссер Томас Винтерберг, актер из "Мечтателей" Майкл Питт) и не очень молодых (в их числе - сыгравший в новом фильме "Factotum" писателя Чарльза Буковски актер Мэтт Диллон, любимец Тарантино - отец пятерых детей Майкл Мэдсен) не пробиться было только на пресс-конференцию мексиканца Гаэля Гарсии Берналя - политически подкованного и талантливого актера, представлявшего на фестивале фильм "Дневники мотоциклиста", где он сыграл молодого Че Гевару.