28-08-07
Нина ЧИСТОСЕРДОВА
Челябинск
За 46 лет Георгий Сухарев уже четырежды круто менял свою жизнь. Моряк, восемь раз пересекавший экватор, вдруг стал офицером милиции, потом прокурором, последние десять лет работает адвокатом. Всякий раз он уходил из профессии, достигнув в ней потолка, приобретя опыт, и вновь начинал с нуля.
Казалось бы, что общего в таких разных специальностях? Где внутренняя логика поступков этого человека? Познакомившись с ним поближе, поняла: он всегда выбирал жесткие мужские профессии, требующие полной самоотдачи и при этом очень романтические. В этом вальяжном супермене с внешностью морского волка, которого в судах уважительно зовут Джорджем Беспощадным, и сегодня живет неистребимый мальчишка-романтик из челябинского рабочего поселка.
Мечта и идея
Мальчик из сухопутного "Порта" в Ленинском районе восхищался Мартином Иденом и слушал рассказы отца, служившего на Дальнем Востоке, о благодатном крае земли, где в тайге растет виноград.
В 16 лет, закончив школу, он поступил в Сахалинскую мореходку имени адмирала Невельского. Но в штурманы не прошел по зрению.
Георгий поступил на судомеханическое отделение. А за ним отправились во Владивосток и трое двоюродных братьев, ставших морскими офицерами.
- Моряк - не профессия, это образ жизни, - объясняет он свой уход. - Четыре часа вахты, затем отдых и снова вахта, день за днем, неделя за неделей: размеренная жизнь в замкнутом пространстве с постоянным кругом общения, без новостей, без газет и телевидения, даже радио не всегда слышно. У меня сын и дочь родились, а я даже до роддома не добрался, был в рейсе во Вьетнам и Сингапур, потом в Перу и Панаму. От этого устаешь. Очень.
Восемь лет спустя Сухарев вернулся в Челябинск, сменив флотские погоны на милицейские.
- Других вариантов не было? - сочувственно предположила я.
Ответом мне был взрыв негодования, неожиданный в этом сдержанном, внешне спокойном человеке:
- Нормальный был выбор! Хотел не только служить, но и пользу приносить. Это сегодня в милицию идут, как это ни прискорбно, те, кто больше нигде не может себя реализовать. В 80-е все было иначе. Примером мне был младший брат отца и мой крестный отец - полковник милиции, прослуживший более 30 лет.
Георгий опять начинал с первой ступеньки - инспектора. Вновь стал студентом - поступил в Свердловский юридический институт. Зачем? Основательность - одно из главных жизненных правил Сухарева: делать хорошо или не делать вообще.
Эти десять лет он считает яркими страницами своей биографии. Командир группы задержания, инспектор дежурной части - это постоянное напряжение, готовность в считанные минуты добраться до места и захватить преступника. Не зря одна из любимых его поговорок: "Боишься - не делай, сделал - не бойся!"
В 1994 году Сухарев переходит в прокуратуру. И снова пропадает на работе сутками, не вылезает из командировок неделями. Уже через год его назначают прокурором по надзору за расследованием преступлений прокуратуры Челябинской области. Тяжелейший труд, требующий особой собранности и аккуратности и, казалось бы, не вызывающий симпатий коллег. Но все, с кем мне приходилось говорить о Сухареве, отзывались о нем с нескрываемым почтением:
- Очень педантичный, толковый специалист. За полтора десятка лет, будучи прокурором, а потом адвокатом, не позволил себе ни одной гадости, ни единого оскорбительного выпада даже в адрес своих противников, ни разу не переходил на личности.
Что считать победой?
Свое первое адвокатское дело он и сегодня помнит во всех подробностях.
Сухарев взялся защищать сотрудника милиции, которому грозил немалый срок, так как его противником выступал известный в области руководитель, обвинявший милиционера в истязаниях и издевательствах. И участь офицера была, по сути, предрешена. Потому что сам он ничего не отрицал, не оправдывался, более того, подробно рассказывал, что после задержания приковал потерпевшего наручниками к батарее отопления и лишь потом вызвал наряд милиции.
Георгий Викторович знал этого человека, отзывы, характеризующие его, тоже были исключительно положительными, и он не верил в такую профессиональную деградацию. Не мог этот офицер в течение часа иезуитски истязать прикованного человека, пусть и оскорбившего его.
Сухарев потребовал проведения тщательного следственного эксперимента. Хронометраж показал, что "издевательства" не могли иметь места, все задержание длилось две минуты. Кроме того, потерпевший откровенно путался в показаниях, обвинение против милиционера рассыпалось на глазах. Громкое дело было прекращено.
Следователи не переставали удивляться: еще в пятницу прокурор Сухарев сдавал дела после командировки, а в понедельник явился к ним в новом качестве для защиты обвиняемого с удостоверением московской коллегии адвокатов "Канон".
У многих вызывает удивление выбор клиентов Сухаревым: часто к нему за помощью обращаются люди, против которых ранее он успешно выступал в других судах.
- Он выпил у меня и моего адвоката столько крови, потрепал столько нервов, задавал такие лукавые вопросы, лез в детали, - делился горьким опытом известный челябинский журналист. - А потом просто блистательно свел все воедино, и мы проиграли. Но при этом ни разу никого не оскорбил, не унизил. Конечно, когда мне вновь потребовался защитник, я обратился к Сухареву. Он - ас!
- Как часто вы побеждаете? - спросила адвоката.
- Смотря что считать победой. Мое правило - предложить сторонам примирение. Более половины процессов заканчиваются мировым соглашением, это успех? Даже если примирение в принципе невозможно, рекомендую клиенту постараться загладить свою вину перед потерпевшим: принести извинения, выразить соболезнование, погасить ущерб, помочь материально. Потому что искреннее раскаяние и помощь пострадавшему не только меняют отношения сторон, но и учитываются законом. Суд признал вину клиента, но назначил ему минимальное наказание, а то и ниже нижнего предела. Это победа или поражение?
В июне отменен приговор парню, который уже два года ни за что ни про что отбывал наказание за изнасилование. Официантка кафе попросила двух молодых клиентов угостить ее мартини, а затем пригласила их к себе в гости. Вадим ждал своего приятеля на кухне. Но через несколько дней ему начали звонить родственники официантки, требуя "долг чести" размером в 2000 долларов. За две недели до выпускных экзаменов в институте он был взят под стражу, затем состоялся суд, который приговорил Вадима к шести годам лишения свободы. Самое невероятное: "жертва", вопреки всем законам, не присутствовала на суде, так как уехала работать в Италию. Ни одна жалоба самого осужденного ничего не дала. Уже даже его близкие потеряли надежду и усомнились в правосудии. Человек был на грани отчаяния, когда Верховный суд России, наконец, рассмотрел обстоятельное обращение защитника, которому удалось доказать, что мнимая жертва вообще не пересекала рубежей Отечества. И освободил парня.
Сочувствие к попавшим в беду людям проявлялось у Сухарева и во время службы в прокуратуре. В кассационной инстанции областного суда рассматривалось дело несчастной женщины, покушавшейся на убийство своего мужа. Было ей чуть за сорок, но жизнь довела до крайности. У нее на руках пятеро детей, забулдыга-муж и маленький внук, которого старшая дочка родила в 15 лет. Когда внуку исполнился год, женщина поскребла по сусекам, собрала последние копейки, чтобы устроить семейный праздник. Она даже горе-супругу купила по этому случаю бутылку. А он, выпив, вместо благодарности начал в очередной раз избивать жену при детях.
- Она проста до примитива, даже врать не умела, чтобы себя защитить, - вспоминает Сухарев, - рассказывала все детали. Какое там состояние аффекта, самозащита! Так прямо и заявляла: "Я решила его убить!" В суде женщина подробно поясняла, что сначала взяла хлебный нож. Но подумала: "Слабоват, таким не убить". И сходила на кухню за другим. Этот нож она и всадила мужу в грудь, целила в сердце. "А сама думаю: надо ударить еще раз, чтобы наверняка этого гада изничтожить", - простодушно излагала подсудимая все, как было. Она сама и милицию вызвала.
Районный прокурор просил для нее восемь лет - умышленное покушение на убийство. Суд дал минимальный срок - пять лет. Но Сухарев обратился к суду кассационной инстанции, прося назначить женщине срок ниже низшего. Ее осудили на четыре года. Это значит, что мать еще вернется к своим детям, сумеет поставить их на ноги. За это Сухарев получил нагоняй от непосредственного начальника: "Добреньким хочешь казаться?"
Государство, которому верой и правдой старался служить Сухарев, все больше превращалось в систему подавления обычного, рядового человека. Потому в 1997 году Георгий Викторович и ушел в адвокаты, чтобы делать так, как считал нужным, а не просто "идти и выполнять".
- И что же, за десять лет вам ни разу не приходилось защищать откровенных преступников, помогать уйти от наказания виновным?
- А я ни разу от государства не получил ни копейки, потому что по назначению не работал, - парирует Сухарев. - Труднее всего в суде защищать интересы потерпевшего.
Джордж Беспощадный
Ничего себе прозвище не обвинителя, а защитника! Прямо не адвокат, а корсар какой-то.
- А он и есть корсар, - сказали мне в адвокатской коллегии Челябинской области. - Ни перед чем не остановится. Вот сейчас ведет одно дело по защите журналиста. За четыре месяца у него 34 обращения в судебные инстанции, в том числе в Верховный и Конституционный суды. Надо будет, он и до Страсбурга дойдет.
Только что он выиграл дело начальника управления сельскими лесами Челябинской области Владимира Устюгова. Судебное разбирательство длилось больше года, Устюгову были предъявлены обвинения по четырем уголовным делам, ущерб на общую сумму в 368 миллионов рублей. То есть человек и вся его семья не просто лишались бы всего, что у них есть, такие деньги тянули за собой почти пожизненное заключение, полный крах.
Конечно, потребовалась огромная работа, но Сухарев сумел доказать абсолютную невиновность этого человека. В законную силу вступил оправдательный приговор.
Мы как-то привыкли, что адвокат - интеллигент по определению, человек мягкий, лукавый, в крайнем случае хитроватый. В Сухареве этого нет и следа: напорист, тверд, нагловат, может и "наехать", и жестко выступить против противника. Воевать с системой, защищая человека, - его кредо. Недаром же одна из основных его специализаций - защита чести, достоинства и деловой репутации. А интереснее всего ему хозяйственные, экономические и налоговые споры.
- Здесь дело имеешь с грамотными, образованными, интеллектуальными людьми, - объясняет он. - Когда вникаешь в придуманные ими схемы, версии происшедшего, не только выполняешь свою работу, но еще и учишься, тренируешь гибкость ума.
Я спросила расслабившегося Сухарева, почему его зовут Джорджем Беспощадным.
- Бескомпромиссность имеет место быть, - недовольно пробурчал он. И рассказал давнюю историю.
Девушка попала в ДТП по вине мужчины. Он тут же перед ней извинился, обещал компенсировать ущерб и прочее. Никто особо не пострадал. Но пока они дожидались ГАИ, приехали знакомые этого мужчины и придумали ему другую версию происшедшего. Когда, наконец, прибыли гаишники, мужчина нагло обвинил девушку в аварии. Нашелся "очевидец", подтвердивший его показания. И девушку признали виновной.
Тогда она обратилась в суд. Разбирательство по этому делу длилось больше двух лет. Девушка за это время вышла замуж за обеспеченного человека, переехала в Екатеринбург, стала успешной дамой. Со старой "девятки" она пересела на новенькую "Тойоту". И однажды противник с усмешкой съязвил, что денег она на этот процесс тратит много больше той компенсации, которую еще неизвестно, получит ли.
- Вы мои деньги не считайте! - отрезала женщина. - До той поры, пока не принесете мне публичные извинения, я буду судиться.
И это долгое, трудное дело Сухарев помог ей выиграть. С тех пор, когда процесс заходит в тупик, Георгий Викторович вспоминает эту молоденькую бескомпромиссную женщину и ищет другие пути к победе.
На визитной карточке Сухарева не Фемида, не герб или привычный триколор, а щит с девизом: "Закон превыше всего".
- Я сам придумал такую визитную карточку десять лет назад, когда стал адвокатом. Недавно приехал в типографию заказать визитку. Там ищут оригинал-макет, и неожиданно я обнаруживаю: несколько десятков адвокатов пользуются моим макетом как образцом.