28-08-99


Бензин может стать "последней каплей"

Ситуация на рынке нефтепродуктов области становится все более взрывоопасной

Как показал ставший уже традиционным рейд "Челябинского рабочего" по автозаправкам города, цены на горючее у большинства мелких розничных торговцев в последние дни подскочили еще на рубль. Аи-76 продается по 6 рублей за литр, Аи-92 - по 7-7,5, Аи-95 - по 8 рублей за литр. Причем компании ООО "Лукойл-Челябнефтепродукт" и "Энергия-Байт", продающие, по данным антимонопольного комитета, около 70-80 процентов всего горючего в области, реализуют бензин по более низкой цене, чем их конкуренты, - поведение для монополистов довольно странное.

Генеральный директор ООО "Лукойл-Челябнефтепродукт" Юрий Первак сообщил, что сохранять низкие цены на рынке горючего ему позволяют авторитет и торговая марка фирмы, получившая заслуженное уважение в нефтяной отрасли страны. Имея твердые гарантии в точности и своевременности расчетов, поставщики нефтепродуктов, заинтересованные в сотрудничестве и увеличении объемов продаж, могут поставлять бензин несколько дешевле, чем мелким торговцам, торгующим "с колес" и покупающим горючее небольшими партиями.

"Лукойлу" и "Байту" с начала августа удалось удерживать цены на прежнем уровне. Однако за этот месяц, по словам специалистов этих компаний, закупочные цены на бензин выросли на 20-25 процентов, и по какой цене он будет продаваться в сентябре, спрогнозировать трудно.

Между тем властные структуры области имеют несколько иную точку зрения по поводу сложившейся ситуации на областном рынке нефти и нефтепродуктов. По данным комитета по финансово-бюджетной и экономической политике Законодательного собрания области, основная масса топлива поставляется в область с нефтеперерабатывающих предприятий ООО "Лукойл", ему же принадлежит большинство резервуаров для его хранения. Мелкие торговые фирмы поставлены в зависимое положение и права голоса на сложившемся рынке почти не имеют. Председатель комитета по экономике Владимир Дятлов выдвинул два предположения: либо компания-монополист намеренно создает тяжелые условия для мелких участников рынка, вынуждая их повышать цены, либо мелкие фирмы просто пытаются получить компенсацию за потери, понесенные с середины июля по начало августа. Тогда из-за перебоев с поставками горючего многие автозаправки в области простаивали.

В целях ослабления "лукойловско-байтовского" влияния на рынок Южного Урала приглашаются все новые поставщики. Сегодня в их число (на условиях 100-процентной денежной оплаты поставляемого горючего) вошел "КомиТЭК" (топливно-энергетический комплекс Республики Коми). Получить льготную лицензию на продажу нефтепродуктов и выйти на заключение прямых договоров с "КомиТЭК" и ТНК (Тюменской нефтяной компанией) предложено более 100 предприятиям и организациям области, имеющим в своем ведении резервуары для хранения бензина. "Лукойлу" и "Байту" в получении новых лицензий временно отказано...

Возможно, к такому решению привел тревожный сигнал из Магнитогорска. Стало известно, что "Лукойл", расширяя свое влияние в области, предпринимает шаги по монополизации его бензинового рынка. До последнего времени в Магнитогорске работало до десяти крупных продавцов нефтепродуктов, поэтому цены сдерживались конкуренцией, и перебоев с горючим, характерных для Челябинска, не было.

Первый вице-премьер Правительства России Виктор Христенко в недавнем интервью радиостанции "Эхо Москвы" заявил: "Устойчивый прогноз цен на мировом рынке подтверждает динамику, которая сегодня сложилась. 2000 год не должен принести резких понизительных тенденций по цене на нефть. Административные рычаги могут существовать, но только очень короткий период. Нужно вводить нормальные экономические регуляторы - например, экспортные пошлины. Надо продолжать анализ ценовой ситуации и расширять новые горизонты для сырой нефти. Нельзя зависеть от расторопности или изворотливости отдельных жуликов".

Михаил ПИНКУС.