28-08-99


Виктор КОЗЛОВ: "Я не шаман, а остеопат"

Не раз слышала, как мой коллега, начиная постанывать от периодически мучивших его поясничных болей, говорил, словно заклинание: "Пора к Козлову". Я не придавала тому значения, но потом стала замечать, что после этой фразы-пароля он долгие месяц ходил, словно помолодев. И когда у самой что-то скрипнуло в шейном отделе, я, тщательно следящая за своим здоровьем, спросила себя: "Не пора ли к Козлову?" К Виктору Козлову, врачу-остеопату, попасть можно только по записи. Пришлось, как в застойные времена, прибегнуть к методу протежирования. Коллега похлопотал, и Виктор Викторович согласился принять меня.

Я уже знала, что очень многим, от младенцев до глубоких стариков, он сумел оказать помощь при различных заболеваниях. Так что ж такое остеопатия? Я хотела получить ответ на этот вопрос не только как пациент, но и как журналист.

- Остеопатию в Россию "привезла" десять лет назад Виола Фрайман, профессор из Калифорнии, - рассказал Виктор Викторович. - Сейчас ей далеко за 80, удивительная женщина. Могу считать ее своим учителем, хотя общались мы мало, зато сейчас активно переписываемся. Там, в Калифорнии, я дважды проходил обучение, а сейчас закончил третий курс четырехгодичной Лондонской школы остеопатии. Сочетаю науку и практику, вышел на дипломную работу. Получаю огромный объем информации. Ну а в Челябинске кроме меня только еще один врач занимается этим направлением. Остеопатия - лечение руками. Костоправы известны еще со времен Гиппократа. Сам он тоже великолепно владел этой техникой. В настоящее время остеопатия, приняв официальный статус в таких странах, как Америка, Англия, Франция, начинает завоевывать весь мир.

- Может ли пациент параллельно лечиться у вас и у обычного врача?

- Так и должно быть, что называется, в тесной "связке". Тогда и результаты будут великолепные. Единственное противопоказание в остеопатии - нежелание пациента. Других нет. Но нельзя думать, что остеопатия - панацея. Толку не будет, если сам пациент не захочет вылечиться. Я прежде всего обращаюсь к внутреннему врачу, который есть у каждого. Этот врач лучше меня знает, что ему делать дальше. Есть понятие интуиции. Человек в состоянии справиться с многими проблемами здоровья. Надо только помочь ему.

Составная часть остеопатии - мануальная терапия и массаж. В ней используется бессчисленное количество приемов, если врач владеет знаниями анатомии и физиологии. Она прекрасна тем, что не разделяет пациента "по органам", как это делают в обычной медицине: мол, с желудком зайдите в кабинет номер пять, а с почкой - в кабинет номер восемь. Остеопатия лечит человека, а не болезнь.

Раньше в восточной медицине врач, прежде чем лечить, три дня пил с больным зеленый чай. Чтобы узнать его характер, привычки, в общем, психологический статус. Когда я жду пациента, стараюсь встретить его около кабинета: взглянуть на его походку, поведение. Очень часто человек приходит с жалобами на боли, но это не главное. Нередко они являются лишь симптомами. Обследуя его, я пытаюсь докопаться до самой сути - причины заболевания. А дальше начинается воздействие.

Часто спрашиваю, кем пациент работает. Интересуюсь его образом жизни - если заболел, значит, надо что-то менять. Мне нравится принцип дао - китайской философии: все излишнее вредит, все болезни - от воздержания. Нужен баланс, мера во всем. И моя задача - пациенту это объяснить. Если он неленив, работает над собой вместе с врачом, он может рассчитывать на выздоровление.

Помню, в институте учили эмбриологию. Я думал: "Зачем она нам? Мертвая наука, как и латинский язык..." А потом оказалось, что я ощущаю человека только по знанию эмбриологии: как он родился, как выходил из чрева матери, как там развивался. Я должен определить состояние его внутренних органов. А мои руки и знания подсказывают, что и где не так.

- Со стороны кажется, что вы просто разминаете человека - и все.

- Иной раз наблюдать за работой остеопата все равно, что смотреть, как растет трава. Процесс незаметный, но потом вдруг появляется результат.

- А для чего вы надеваете перчатки и, простите, залезаете в рот пациенту, словно стоматолог?

- Наша голова - это та же биомеханическая система. Российские ученые доказали, что голова "дышит", причем движения значительные - до сантиметра. Она, как цветок, "раскрывается" и "закрывается". Эти движения врач-остеопат должен поймать и по определенным законам направить их в определенное русло. Сколько детей страдает от различных патологий! Родовые травмы, церебральные параличи. Немало случаев гидроцефалии - повышенного внутричерепного давления... Как эти дети-бедолаги мучаются! А их родители! Остеопатия может им помочь. У меня были пациенты, которых ждал операционный стол, но удалось его избежать.

Познание своей профессии могу сравнить с чтением книги: сначала осознаешь предложения, потом вчитываешься в слова, а, перечитывая, обращаешь внимание на запятые, даже между строк начинаешь "читать".

Чаще всего я работаю с пациентами, которые прошли все круги официальной медицины и разуверились в ней. К счастью, имею поддержку - мне помогают моя больница, администрация медсанчасти ЧМЗ. Всегда нахожу понимание. А вот некоторые люди, не зная, чем я занимаюсь, иногда приписывают мне такие фантастические свойства или, наоборот, грехи, которых у меня и в помине нет. В представлении некоторых я врач, который может все, чуть ли не шаман. А если пациенту не помог - разочарования, упреки, даже злость. Дескать, мы о вас слышали такое, а вы... Но я же не волшебник.

- Знаю, что у вас лечится очень много людей. А почему около кабинета так тихо и пустынно?

- Потому что я люблю своих пациентов. Не заставляю их сидеть в очередях. Настаиваю, чтобы и они уважали мое и свое время. Для этого и существует предварительная запись. А еще я стараюсь создать атмосферу, которая поможет им раскрепоститься. Поэтому у меня всегда звучит хорошая музыка, есть где выпить чаю или кофе.

С точки зрения остеопата человек - это единое целое. Он связан с природой, с социальной средой. Если ко мне придет грузчик, я не буду его "мануалить", мы по-другому поработаем. А потом, возможно, посоветую ему идти в отпуск или вообще изменить стереотип поведения. Потому что если сегодня я ему позвоночник поставлю "на место", а он снова пойдет грузить ящики и снова будет делать это неправильно - болезнь вернется, а может, ударит еще сильнее.

- Что, и ящики надо грузить правильно?

- И двигаться правильно, и тяжести поднимать правильно. В общем, найти оптимальный алгоритм жизни...

Я уходила от Виктора Козлова с новыми знаниями о себе. А моя голова, эта биомеханическая система, после его удивительных манипуляций покачивалась на шее действительно словно цветок - легко и свободно.

Лидия САДЧИКОВА.