28-09-04


У мэра фамилия та же

Главой Златоуста избран сын умершего руководителя города Петра Мигашкина 36-летний Дмитрий Мигашкин

В минувшее воскресенье златоустовцы выбирали мэра. В голосовании приняли участие 39 процентов избирателей - достаточно, чтобы считать выборы состоявшимися. Наибольшее количество голосов - 22,9 процента - набрал 36-летний Дмитрий Мигашкин, сын скончавшегося в июле главы города. Последние два года он руководил местным АТП. Четырех процентов голосов не хватило Борису Феофанову, первому заместителю градоначальника, чтобы догнать своего удачливого соперника. На третьем месте - Василий Мальцев, бывший мэром до Петра Мигашкина. За него отдали голоса 12,7 процента избирателей.

Местные наблюдатели утверждают, что фамилия сыграла едва ли не главную роль в победе Дмитрия Петровича Мигашкина, сына от первого брака Петра Семеновича Мигашкина. Далекие от политики златоустовцы, живущие летом в саду или уезжавшие в отпуск, по осени были очень удивлены, узнав про предстоящие выборы: по данным сборщиков подписей, каждый десятый горожанин не знал, что Петр Мигашкин умер. А недели за три до голосования некоторые граждане недоумевали: и чего это Мигашкин с Феофановым бодаются, ведь на прошлых выборах они вместе шли? Иными словами, часть электората не воспринимала Дмитрия Мигашкина как самостоятельную фигуру, полностью идентифицируя его с родителем.

Еще в августе Златоуст мало что знал о своем будущем мэре: сын умершего главы, руководит не самым крупным и не самым успешным предприятием - автотранспортным, которое никогда не было градообразующим. На старте предвыборной кампании основным претендентом на пост мэра считался исполняющий обязанности главы Борис Феофанов. Предполагалось, что основная борьба развернется между ним и первым заместителем генерального директора Златоустовского метзавода Геннадием Лыковым. Выдвижение, а затем и весьма агрессивная предвыборная кампания Дмитрия Мигашкина (по оценкам специалистов, она была еще и самой затратной) для многих в Златоусте оказались довольно неожиданными. Он выскочил на электоральное поле, словно черт из табакерки.

Нового мэра в городе называют ставленником "семьи". Родственники, сослуживцы по автотранспортному предприятию и хорошие знакомые, назначенные в свое время Петром Мигашкиным на ключевые посты в городской исполнительной власти, сыграли не последнюю роль в победе на выборах его сына. Свои должности на ближайшие несколько лет они сохранили. А вот чем обернется для города избрание главою Дмитрия Мигашкина - большой вопрос. Хорошо, если он сумеет продолжить начатое отцом возрождение Златоуста на основе консолидации усилий власти, промышленников и предпринимателей. Но может статься, что молодой человек, не имеющий опыта работы в органах власти, авторитета среди местной промышленной элиты и, наконец, совершенный мистер Икс для областных структур, окажется марионеткой в руках опытных чиновников. А их интересы, как показывает опыт, далеко не всегда совпадают с интересами города.

Такого количества жалоб друг на друга от участников предвыборной гонки областная избирательная комиссия еще не получала. По словам председателя облизбиркома Ирины Старостиной, лично наблюдавшей в Златоусте за ходом голосования, в ее папке накопилось около 100 обращений недовольных кандидатов. Однако ни одно из них не могло повлиять на итоги голосования и тем более стать поводом для их отмены или пересмотра. Большинство жалоб носило несущественный характер. Облизбирком встревожило другое - нарушение норм и правил агитации, которое позволили себе как местные, так и областные СМИ. Как заметила И. Старостина, один из телеканалов вел агитацию в пользу кандидата даже в последний день перед выборами, что категорически запрещено законодательством. А газеты печатали агитационные материалы без указаний на то, что они оплачивались из избирательных фондов кандидатов. Облизбирком намерен провести жесткий "разбор полетов" со СМИ.

Игорь САВЕЛЬЕВ, руководитель стратегической консалтинговой группы "Игла":

- Прогнозировать дальнейшее развитие событий в Златоусте очень сложно. С одной стороны, у власти осталась старая команда, значит, крутых перемен ждать не стоит. Но, с другой, - новый глава очень сильно повязан. В этой ситуации резко возрастает роль городского Собрания. Но достаточно ли оно профессионально, чтобы контролировать исполнительную власть? К сожалению, промышленники и предприниматели дистанцировались от выборов главы, не желая принимать в них участие. Если элита проснется и в городское Собрание придут компетентные люди, у Златоуста появится шанс.

Выборы мэра Златоуста стали событием далеко не местного масштаба. Они были первыми в новом электоральном цикле. Злые языки шутили, что в свете сентябрьских предложений президента по реформе выборного законодательства они могут оказаться и последними - в том случае, если градоначальников тоже будут назначать. Кампания проходила чрезвычайно нервно - кандидаты жаловались друг на друга в гор- и облизбирком, подавали судебные иски.

"Если это есть прямая демократия, то уж лучше мэров назначать", - говорили некоторые горожане. Речь не о том, что выбор главы города оказался случаен, а о том, что сама процедура его избрания мало напоминала демократическую. Слишком много было манипуляций и откровенной грязи. А потому создается впечатление, что люди (по крайней мере, немалая их часть) были готовы принять даже назначенную кандидатуру.

Более партийными после оглашения президентских инициатив выборы не стали. "Единая Россия" благоразумно дистанцировалась от златоустовской кампании. Поступи "медвежья партия" иначе, никто не поручился бы, что каждый из претендентов в градоначальники не оказался бы ее членом или по крайней мере сторонником. А тогда выборы стали бы походить на внутрипартийную склоку. сами кандидаты предпочитали держаться подальше (на всякий случай) от партий, и жители воспринимали их как независимых или (что точнее) принадлежащих к различным бизнес-группам.

Материал подготовили Валерий ЕРЕМИН, Сергей КРАПИВИН, Сергей БЛИНОВСКИХ, Ольга АЙЗЕНБЕРГ