28-09-06


За рубежом таких машин нет

Миасские автомобилестроители показали товар лицом на полигоне в подмосковных Бронницах

Новита ЗАКАТОВА

Миасс

Армейские грузовики "Урал" ожидает новая жизнь. Завод уже приступил к созданию принципиально нового армейского семейства - грузоподъемностью до 24 тонн. Первый "Урал" нового семейства был показан министру обороны РФ Сергею Иванову во время его последнего рабочего визита в Нижний Новгород. Тогда, среди обилия военной техники, министр выбрал именно "Урал": поднялся в кабину, устроился на водительском месте и в итоге похвалил автозаводчан за хорошую работу.

Перевезут, потянут, замаскируются

На смену традиционным "негабаритным" колесным транспортерам, перевозящим гусеничные машины, идут грузовики с погрузочными устройствами "Мультлифт". Их одинаково достойно продемонстрировали АЗ "Урал" и КамАЗ, но возможности у них разные. 18-тонной грузоподъемности камской машины может хватить для перевозки старой БМП-1, но вряд ли она потянет современную, почти 19-тонную БМП-3. Миасские машиностроители спроектировали машину с колесной формулой 10х10: пятая ось позволила довести грузоподъемность до 24 тонн. Пятиосного грузовика, способного вписаться в дорожные габариты и нагрузки, в России еще не было. Необыкновенное парное катание продемонстрировали на показе "Урал-692341" (10х8) и артиллерийский тягач "КамАЗ-6350" (8х8). Въехали в центр площадки, плавно опустили унифицированные платформы с бронетехникой, поменялись местами, подняли и увезли чужие грузы. Армия планирует принять оба автомобиля на вооружение. В дальнейшем пути машин "разъедутся": "Уралы" будут пополнять части сухопутных войск, ВВС, ВМФ, "КамАЗы" - других родов войск. Но оба в глазах военных - вне конкуренции. Еще несколько новинок из разряда "обманок" было представлено на показе автозаводом из Миасса. С виду обычный "Урал", "задрапированный" тентом до самого низа. Надо быть очень зорким и опытным, чтобы обнаружить подлог: на самом деле это цистерна-топливозаправщик, замаскированный под грузовик. В "горячих точках" целые колонны смогут передвигаться, не привлекая внимания к огнеопасному грузу. Другой "Урал" имеет скрытое бронирование: за радиатором - стальная решетка, изнутри двери защищены бронелистами, вместо простых стекол - бронированные, а в кузов на манер матрешки вставлена "бронебудка" с распашными дверями. Завод получил заказ уже на вторую партию таких грузовиков.

Завтра и послезавтра

Комментируя результаты смотра, замначальника Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Николай Ковалев был полон эмоций: "Какие еще автомобили смогут взобраться по раскисшему 30-градусному склону или без подготовки преодолеть брод глубиной 1,7 метра? За рубежом таких машин просто нет!" Впрочем, военные не подгоняют машиностроителей. В ближайшую пятилетку заводам предложено сосредоточиться на научно-исследовательской и опытно-конструкторской работе. Перспективная задача - постепенная замена существующего парка на "Уралы" и "КамАЗы". Двухосные грузовики обоих заводов уже теснят машины других марок. Скажем, в Приволжско-Уральском военном округе мотострелковый полк целиком переведен на "Уралы", а полк связи - на "КамаАЗы". Оба завода, заверяют высокие военные чиновники, могут быть спокойны за свое будущее: 66 процентов "Уралов" и 63 процента "КамАЗов" в войсках имеют срок службы более 12 лет. Для примера: парк Московского военного округа, укомплектованный на 95 процентов, в основном состоит из машин, выпущенных в 70-80-е годы. В современных армиях автомобилей такого возраста не более трети. Сегодня в Вооруженных силах России служит около полумиллиона единиц военной автомобильной техники, из которых 35 процентов - марки "ЗИЛ", 10 процентов - "КамАЗ", 13 процентов - дизельные и карбюраторные "Уралы", семь процентов - "УАЗ", 13 процентов - "БАЗ", "МАЗ", "МЗКТ", "КЗКТ" и гусеничные тягачи, четыре процента - гусеничные легкобронированные тягачи типа МТ-ЛБ. А вот портрет перспективного армейского автомобиля ближайшего будущего (2011 г.), обрисованный руководителем показа начальником ГАБТУ генерал-полковником Владиславом Полонским: капотная компоновка, увеличенная вместимость кабин, бронезащита экипажа, агрегатов и систем оружия, модульная конструкция, рост максимальной грузоподъемности отдельных образцов до 44 тонн. Как показали Бронницы, Миасский автозавод идет в ногу со временем и стратегией.

Урал-6320

крупнее своих собратьев, с выразительным агрессивным дизайном, разработанным авторами газовского "Тигра", со встроенной светотехникой. Уникальная кабина каркасно-панельного типа: каркас из металлических труб, на нем пластиковые панели, между ними бронелисты с уровнем защиты 6А. Они способны защитить от снайперской винтовки СВД. Тормоза пневматические, в кабине - комфортные сиденья на пневмоподвеске. Полная масса грузовика может составлять 33,5 тонны - в два раза больше, чем у нынешнего "Урала-4320".