28-09-06
Физиология народных волнений - штука очень интересная. Люди могут десятилетиями терпеть, но если один раз позволят себе восстать, то в головах случится маленький тектонический сдвиг, в результате которого возникнет еще один орган. Назовем его мускул восстания.
Многим кажется удивительным, что в Венгрии сейчас идут чуть ли не уличные бои. Эта страна - одна из самых благополучных из бывшего соцлагеря. Подумаешь, что-то приврал их премьер-министр, будто бы от этого признания на самом деле изменилась жизнь. Будапешт все такой же красивый город, его жители сыты, одеты, есть где и на что отдохнуть-развлечься. А они собираются, митингуют, буянят. При этом, что характерно, вспоминают 1956 год. У венгров именно тогда появился мускул восстания.
Нынешние события в Будапеште примерно совпали по хронологии с другим сюжетом, уже челябинским. Оркестр театра оперы и балета имени Глинки пошел на забастовку. Как и обещал месяц назад, напечатав в "Челябинском рабочем" открытое письмо губернатору. Люди были (и судя по всему, остаются) недовольны своей зарплатой. При том, что театр получает помимо основного финансирования многомиллионный грант от областной власти. интерес главы региона в том, чтобы его, челябинские, люди не голодали, а возможно, чувствовали себя достойно. Страна-то богатеет, так почему музыкант, певец или балерина должны получать по 5000 в месяц? Уборщицам и вахтерам уже больше платят. Наш министр культуры Владимир Макаров говорит о 7000, но это, как обычно у чиновников, - "средняя температура по больнице". Если кто-то имеет 30 тысяч, то есть люди, кому в кассе выдают пять. Артисты говорят: представьте себе мужика с такой зарплатой. Он не то что семью не прокормит, он ее просто не создаст. Что, кстати, повлияет на рождаемость, а это в нынешних условиях почти криминал.
И вот к нам в редакцию пришли с письмом эти бедные музыканты. Робкие, как подростки на первом свидании. Они не были уверены, правильно ли поступают. Боялись увидеть свои фамилии в газете. Но когда их один раз пытались заболтать, а потом дали зуботычину в виде иска в суд о незаконности забастовки, стали другими людьми. Они больше не стесняются комментировать события для газет и смело глядят в объективы телекамер. Они решили сесть без инструментов в оркестровую яму, а на самом деле это они так встали в полный рост. Потому что у них появился мускул восстания. Он их распрямил и теперь уже не даст ссутулиться. Глядя на оркестр, зашевелились балет и хор. У них тоже при благоприятных условиях сформируется этот мускул. Как раз к президентским выборам.
Самое интересное, что бунты возникают, как правило, из-за глупости. Балетным, например, аккурат к лету урезали нагрузку, в итоге их зарплата уменьшилась, а с ней и отпускные. Разве это трудно было понять? С оркестром - обратная ситуация, у них репетиции, выступления, переработка и - какие-то фокусы с бухгалтерией.
Вместо того, чтобы общаться с людьми, слышать их боль, попытаться еще раз проверить себя, руководство театра почему-то подает на забастовщиков в суд. Как все мы вышли из шинели Гоголя, худрук театра Денис Северинов вышел из той же оркестровой, простите, ямы. Некоторые забастовщики еще помнят его неплохим кларнетистом. Интересно, если бы Денис Северинов до сих пор оставался музыкантом, разве не стал бы он подписывать это письмо и бастовать? Карму надо беречь, есть случаи, когда она важнее имиджа крепкого руководителя. И вообще важнее всего:
Сейчас в театре вновь бурчание. Только что случилась премьера балета "Ромео и Джульетта". Первые отклики слишком спокойные, чтобы можно было забыть про гонорары и проездные трем западным постановщикам. Сейчас мы не молимся на Америку, и как маркетинговый ход такое приглашение выглядит слабо. Уникальная хореография? Тут тоже мнения разные. В Москву Константина Уральского ставить не зовут:
Но это частности. Имидж нашего оперного пока поддерживают разовые события, толчки. А надо бы, чтобы тележка поехала сама. Нужны мощные и действительно оригинальные идеи. Такие, чтобы люди не вспоминали о зарплате. Заинтриговать их художественной идеей, а не пугать судами. Взять "Золотую маску", например, а то губернатор получает высшую театральную премию, а театры - нет:
Айвар ВАЛЕЕв