28-09-06
8 октября в пяти избирательных округах пройдут довыборы в Законодательное собрание области и выборы глав ряда муниципальных образований. Социолог и политолог Сергей Зырянов, член региональной Общественной палаты, согласился ответить на вопросы, касающиеся характера кампании и отношения к ней жителей области.
- В силу профессии вы обречены на внимание ко всем проявлениям общественной жизни, тем более к выборным процедурам. Каково, на ваш взгляд, отношение россиян к институтам власти?
- В конце 80-х годов была попытка преодолеть отчуждение власти от общества. Она принесла определенные изменения, но прошло слишком мало времени, чтобы давать оценки глубинной сути процессов и фиксировать наличие устойчивых тенденций. Колебания от авторитаризма к демократии в России будут идти длительное время. Конечно, решающее значение в определении исторического процесса остается за народом, но его текущее политическое оформление находится в руках властвующей элиты.
- Чего же в современной России больше - демократии или авторитаризма?
- Отчуждение человека от государства, порожденное советским авторитарным режимом, отчасти преодолено периодом реформ 90-х годов. Появились элементы демократической политической культуры, утверждаются, пока больше по форме, демократические политические институты. Но если ситуация законсервируется или сузятся каналы обмена информацией и интересами между властью и обществом, отчуждение снова будет нарастать и в какой-то временной перспективе страну снова ожидает политический кризис такого же формата, какой мы пережили на рубеже 80-х и 90-х годов.
- Что настораживает?
- Наряду с признаками экономической стабилизации и улучшения социального самочувствия просматривается тенденция консервации людей, находящихся у власти. Неявно предпринимается попытка нарушить конституционный принцип ее обновления. Поэтому корректируется отношение избирателей к выборным процедурам. Несменяемость властных персон или доминирование выбора, обусловленного элитой, рождает у людей политическую апатию. Как говорится, "на манеже - одни и те же", зачем тогда голосовать: Посмотрите: 84 процента депутатов, избранных в ЗСО в декабре 2005 года по одномандатным округам, имели мандаты и в предыдущие созывы.
- Это говорит о равнодушии челябинцев к выборам в региональный парламент.
- Выборы становятся менее интересными для народа и для власти. Избирателей, как в прежние времена, пытаются принуждать к выражению вотума доверия к "решениям партии и правительства". Сложность нынешней кампании также в том, что 8 октября предстоят повторные выборы в ЗСО в пяти одномандатных округах, где они не состоялись из-за низкой явки. А еще в пяти территориях выбираются главы муниципальных образований. Значит, речь идет о локальном голосовании на небольшом количестве территорий. Такие выборы всегда сложны.
На снижение интереса влияет и слабая ротация региональной политической элиты. Даже у авторитетных и знаковых персон в этой ситуации появляется серьезный недостаток - они находятся в своих креслах уже много лет. Их личностный и политический потенциал в должной мере не реализуется. У избирателей возникает эффект электоральной усталости. Это одна из причин снижения явки избирателей в декабре 2005 года. Повторение подобного вполне вероятно и 8 октября. Победители могут получить относительно высокий рейтинг поддержки, но необходимой явки не будет. А вот персональные изменения в составе кандидатов могли бы заинтересовать людей, как, например, в двух округах горнозаводской зоны, где произошла ротация кандидатов.
- Может быть, наш обыватель становится похожим на западного, который слабо интересуется политикой, поскольку у нормальных законопослушных граждан жизнь давно устаканилась?
- Усовершенствование законодательства повышает возможность управлять выборным процессом. Все чаще не избиратель решает, кто будет избран, а некие политические субъекты. При общении с избирателями кандидаты вольно или невольно выглядят неискренними и теряют доверие. Отчуждение власти от общества снова нарастает. Меняется и финансовая подоплека выборного процесса: меньшая часть средств используется для работы с избирателями, а большая - с политическими субъектами, определяющими возможность избрания, например партиями.
- Кандидаты понимают, что продвижение зависит не от личных качеств и качества избирательной кампании, а от высших сил. Насколько это чувствуют обычные люди?
- В ходе нашего социсследования на вопрос, отражают ли результаты выборов мнение народа, "да" ответили 28 процентов, "нет" - 52 процента, остальные затруднились. Однако поведение избирателя вовсе не так примитивно и прямолинейно, как может показаться (мол, голосовать не пойду, все равно выборы не отражают мнение народа). Социологи насчитывают три сотни факторов, влияющих на сознательное участие или неучастие в выборах. Мы задали вопрос: вероятность вашего участия в выборах в первую очередь зависит от вас или от внешних обстоятельств? Ответ "зависит от меня" выбрали 70 процентов, и только 21 процент - "зависит от обстоятельств".
- Кто ответствен за то, что происходит после выборов?
- 13 процентов опрошенных готовы брать на себя вину за то, что выбранный ими депутат не выполняет обещаний. Но 60 процентов считают, что нужно винить политиков, которые вели себя как социальные и идейные конформисты, и на самом деле их цель - личный приход во властные структуры. По мнению депутата Госдумы РФ Дмитрия Рогозина, многие рвутся в Госдуму, чтобы нацепить на свой "Бентли" номер с флагом и ездить по Москве без остановок, а не для того, чтобы представлять интересы общества и контролировать деятельность исполнительной власти.
- Это и привлекает избыточно активных...
- Представители бизнеса, состоятельные и расчетливые люди входят в затратные кампании, расходуют личные средства на уговаривание избирателей отдать голоса, обещают решить их проблемы. По самым скромным оценкам, бюджет избрания в Госдуму составляет 10-15 миллионов рублей. Видимо, придя к власти, эти люди намерены получить компенсацию. Получается, что участие в политике - бизнес-проект, который рассчитывается с возвратом вложенных инвестиций. Власть привлекательна для бизнесмена в силу ее бесконтрольности со стороны общества: получив этот ресурс, можно усилить свои бизнес-возможности. А политикам и чиновникам тоже интересно единение с бизнесом. Де-юре не обладая серьезной собственностью, де-факто представители власти начинают получать в свои руки достаточно большие средства. Начальник экспертного управления президента Аркадий Дворкович отмечает, что "разумный" размер "отката" чиновникам составляет сегодня 10 процентов от выделенных на тот или иной проект бюджетных средств. Средний размер - 30 процентов, но нередки и рекорды - до 50-60 процентов ("Независимая газета", 13.09.06).
- Но ведь и у людей есть желание нажиться за счет бизнесменов. Понимая, что простой человек уже не войдет ни в какие кланы, избиратель голосует за богатого в надежде на решение своих материальных вопросов.
- Законодательство совершенствуется в направлении устранения разнообразных форм подкупа избирателей. Сегодня невозможно дать пенсионеру пакет с бутылкой водки и батоном колбасы. Накажут и отстранят. Во время кампании 1999 года по выборам в Госдуму в одном из челябинских округов кандидат потратил значительную часть денег на оснащение больниц, школ, на адресную помощь отдельным группам избирателей. Для населения кампания оказалась приятной, но недолго длилось это счастье:
- Что будет с явкой на довыборах 8 октября?
- Оптимистический прогноз - она составит 25-30 процентов и выборы состоятся во всех округах при условии системной, последовательной работы властных структур, избирательных комиссий с людьми и доверительного ответственного общения кандидатов с избирателями. Важно, чтобы граждане понимали: их сознательное, а не "пофигистское" поведение (как на декабрьских выборах) позволит выявить лучших из заявленных кандидатов. Пессимистический прогноз - довыборы в ЗСО могут не состояться в одном или двух избирательных округах из-за недостаточной явки.
- Уже есть симптомы этого?
- Налицо попытки власти системно работать с избирателями, разбудить их интерес. 46 процентов опрошенных замечают призывы к тому, чтобы принять участие в выборах депутата ЗСО. Это довольно много. Об искренности и ответственности кандидатов сказать трудно. Предположу, что она выражена не столь сильно, как хотелось бы, еще слабее готовность избирателей голосовать умом, а не сердцем. Нашему человеку трудно "покупать" своего представителя в органах власти с помощью бюллетеня для голосования, как в магазине за деньги покупают товары, предварительно оценив их качество. Здесь тоже проявляется феномен отчуждения. Избранный депутат для избирателя перестает быть своим.
- На выборах всегда появляются мастера черного пиара.
- Как правило, использование "черных" и "серых" технологий обусловлено ресурсной слабостью кандидата. Грязные технологии раздражают и снижают интерес избирателей к выборам. Обыватель думает: зачем мне нужна вся эта грязь, зачем ломать голову: лучше я не пойду или проголосую за первого попавшегося!..
Но пока каждый из нас и все мы не научимся защищать собственные интересы путем использования различных политических институтов, порядка в стране не будет, граждане не станут жить в достатке.
- Каково влияние на избирателя политических партий?
- Только 12 процентов опрошенных говорят о значимости для них партийной принадлежности кандидата. Если допустить, что все они придут голосовать, а явка избирателей составит от 25 до 30 процентов, то примерно половина голосующих будет политически мотивирована. Получается, что при невысокой электоральной активности политическая принадлежность кандидата будет иметь большее значение. Партии выдвигают своими кандидатами тех, кто способен обеспечить им победу. При этом у политических структур разные селекционные возможности. Более ресурсные привлекают более сильных кандидатов. Это хорошо иллюстрируется списком кандидатов от "Единой России" на выборах 8 октября. Однако длительное доминирование одной силы на региональном уровне мешает развитию политической системы.
Беседовал Юрий ШЕВЕЛЕВ
Сергей ЗЫРЯНОВ - кандидат философских наук, политолог и социолог. Член Общественной палаты Челябинской области, действительный член РАЕН. Директор Челябинского института Уральской академии государственной службы. Родился в 1950 году в Свердловской области. В 1975 году окончил философский факультет УрГУ, после чего работал в Челябинском пединституте. С 1992 года возглавляет Челябинский институт УрАГС.