28-09-06


Надо ли вводить в школах предмет "Основы православной культуры"?

Недавно министр образования РФ Андрей Фурсенко попросил Общественную палату оценить, возможно ли преподавание в общеобразовательных школах России предмета "Основы православной культуры". С 1 сентября в Белгородской области он стал обязательным. Ученикам, как сообщает "Коммерсантъ", вменяется в обязанность учить наизусть молитвы. Сейчас по решению Минобразования РФ "Основы православной культуры" - часть регионального компонента, который определяется местными властями. Мы поинтересовались у наших читателей, как они относятся к введению этого предмета в школах Челябинской области.

Кирилл ШИШОВ, писатель:

- Ответить прямо или дипломатично? Если дипломатично, то Россия - светское государство, а значит, обязано давать школьникам знание основ всех основных конфессий. У нас их четыре: христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Людмила МАРКОБРУНОВА, директор православной школы дополнительного образования, Златоуст:

- Давно надо ввести в расписание уроков общеобразовательных школ предмет "Основы православной культуры". Это требование и времени, преодолевшего атеистические заблуждения, и общества, вспомнившего о своих духовных корнях. Мы тесно сотрудничаем с рядом общеобразовательных учреждений города, в них наши преподаватели в качестве эксперимента не первый год ведут эту дисциплину. И отношение родителей в основном позитивное. Считаю, Челябинской области надо присоединиться к тем губерниям, где этот предмет введен в региональный компонент, чтобы подрастающее поколение обрело Бога и не порвало связь с православным прошлым.

Петя БАРАНОВ, ученик 1-го класса озерской школы N 38:

- Пусть вводят, но только не с первого класса. А то я на уроках учусь буквы писать, дома со мной папа по часу занимается. Так что лишние уроки мне ни к чему. Лучше пусть мультики во время занятий показывают. Хоть про это: просаславие, что ли. Не знаю, что это такое.

Сергей Загребин, доктор философских наук, профессор ЧГПУ:

- Я положительно отношусь к возможности введения в учебный курс такого предмета. В истории и культуре России православие как вероучение, как система духовно-нравственных ценностей и Русская православная церковь как общественно-политический институт имеют очень большое значение. Для православных школьников этот курс поможет глубже понять взаимосвязи религиозной и светской истории, для представителей иных конфессий позволит познакомиться с основами русской культурной традиции, для атеистов расширит представление о роли религии в российской истории. Я понимаю обеспокоенность некоторой части общества по поводу повышения роли религии и церкви в современном социуме. Но, во-первых, ведущие мировые религиозные системы (христианство, ислам, буддизм) в своей основе несут проповедь взаимной любви и отвергают насилие. Это весьма актуально в современном мире. Во-вторых, православие не внедряется насильно ни в общество, ни в мир отдельного человека. Принятие православия есть всегда свободный выбор человека.

Зинаида ЛЕОНОВА, жительница Южноуральска:

- Ввести в школах предмет "Основы православной культуры" было бы полезно. Чем больше знаний будет у наших детей, тем лучше для них и общества. У людей должны быть какие-то идеалы. Именно религия проповедует терпимость к представителям разных убеждений и конфессий, строится на добре и любви. Кстати, у меня двое детей-школьников, и мне небезразлично, на каких идеалах кроме семьи их воспитывает государство.

Ира, студентка математического факультета, Челябинск:

- Вот если бы это была история православия и других религий, а так... Это личное дело каждого, изучать какую-то конкретную религию или нет. Даже если он называет ее своей. Кому-то хватает "Отче наш" и Пасхи, и при этом он считает себя верующим.

Айрат АБУБАКИРОВ, эксперт территориального отдела Роспотребнадзора по Коркино, Еманжелинску и Еткульскому району, 47 лет:

- Почему только православие? У нас есть культуры других народов, другие религии. Боюсь, что на этих уроках будут говорить не столько о культуре, сколько об основах православной религии. Православие в последнее время занимает агрессивно-наступательную позицию. Священники, как политики, выступают на телевидении, в газетах, заседают в Госдуме. У наших детей и без этого предмета слишком большая нагрузка в школе.

Рашид, повар, Челябинск:

- Я слышал, что в одном из регионов этот предмет ввели как обязательный. Это недопустимо: я - мусульманин, и дети мои примут ислам. Мне теперь ехать в мусульманские страны, чтобы отвести их в школу? А ведь я родился в Челябинске, и мама моя тоже. Если предмет будет добровольный - пожалуйста, только захотят ли дети православных просиживать в школе больше часов? По-моему, истинный верующий, если нужно, обучит святому слову своих ребятишек сам.