28-09-06


Музыкальный "салат" с мобильником

Африка, Индия и Европа в одном флаконе

"Нашу музыку можно сравнить с приготовлением пищи. Вы кладете все, что у вас есть, и получается такая разнообразная смесь", - говорит об этноджазе лидер нидерландского квартета Марк Лотц. Смесью из африканских, индийских и традиционных джазовых мотивов "кормили" челябинскую публику в зале имени С. Прокофьева европейские этноджазисты. Получилось нечто весьма "съедобное" даже для простого уральского уха. Музыкальный "салат" приготовили из звуков экзотических барабанов (на них играл Афро Муссавидех), причудливых флейт Марка Лотца, гитары (инструмент Рафаэля) и вокала от самого колоритного участника проекта Омара Ка.

Принято считать и называть американский континент, в частности США, "лоскутным одеялом", страной, в которой великое множество культур может сосуществовать, не теряя собственных особенностей. Можно предположить, что нечто подобное происходит и в Нидерландах. По крайней мере, в случае с этноджазовым проектом, который, наряду с москвичами смогли услышать магнитогорские и челябинские слушатели, напрашивается это сравнение с Америкой. Вот, например, Омар Ка родился в Западной Африке, с 14 лет живет в Голландии и исполняет африканский и индийский фольклор. Таких же интересов придерживаются другие музыканты проекта, большинство из которых - уроженцы Германии. Географические границы сейчас особой роли не играют, поэтому ничто не помешало немцам и африканцам стать нидерландцами, а с апреля объединиться в квартет. Поначалу у Марка возникали сомнения в успехе проекта, однако опыт выступлений их полностью опроверг.

Да и вряд ли может быть обреченным на неудачу такой музыкальный жанр, как этноджаз. Потому что этноджазистам, по их же словам, интересна любая музыка, которая ими всячески смешивается. Вследствие чего и возникает эдакая "тонкая штучка", напичканная всевозможными ритмами, порой почти доводящими слушателя до транса, как звуки барабанов какого-нибудь африканского племени. Потом они, конечно, перемежаются с медитативными напевами, в которые слушатель погружается не только слуховыми, но и всеми другими своими ощущениями. А когда он уже свыкся с реальностью путешествия в дебри африканской культуры, получает знакомые и почему-то кажущиеся такими родными джазовые синкопы на гитаре. Кстати, этноджаз, как и джаз традиционный, невозможен без импровизации. Поэтому, когда в разгар концерта в зале затрещал чей-то нерадивый мобильник, начинавший разыгрывать соло барабанщик не растерялся, а просто стал передразнивать изначально посторонний звук, тем самым включив его в список компонентов "музыкального блюда". Вокалист Омар Ка тоже внес свой вклад в этноджазовую музыку. Он не подражал рингтонам, а просто смастерил собственный инструмент, похожий на скрипку с одной струной, смычком для которой служит устройство, напоминающее охотничий лук. На этом инструменте, издающем специфические скрипучие, но вовсе не противные звуки, Омар играет всего одну песню. И, кажется, принадлежащую к числу самых удачных, по составу тех самых "компонентов". Оказывается, со временем смешение разного старого порождает что-нибудь новое.

Антонина ВИННИКОВА