28-11-00
Лидия САДЧИКОВА
Челябинск
Эльдару Александровичу, много поездившему по миру и много повидавшему, очень понравился наш "КиноМАКС". Однако, выйдя после окончания премьерного показа его "Тихих омутов" к зрителям и не обнаружив аншлага, он заметно огорчился. "Даже не верится, - сказал он, - что приезжает режиссер Рязанов с новой картиной, а зал полупустой. В первый раз такое".
Он вспомнил, как несколько лет назад на его творческой встрече в Челябинском театре драмы не хватало мест, люди сидели на каждой ступеньке. И высказал надежду, что, поскольку наметилось возрождение российского кино, народ вернется в кинотеатры.
Выпустившему в этом году почти одновременно два фильма (премьера "Старых кляч" уже была в "КиноМАКСе") Рязанову, сумевшему-таки "выбить" средства из Госкино, пришлось еще и подзанять у частных структур. Сейчас на нем висит долг, и большой. "Я вынужден ездить по стране как коммивояжер, - констатировал он. - Предлагать свою картину - не моя профессия. Но надо возвращать деньги".
Раньше режиссера и его премьеры в Челябинск прилетели слухи, что новый фильм "не очень", что в нем мастер повторяет себя самого. Однако эти мнения живут отдельно от создателя. Сам он явно доволен результатом. И, отвечая на вопрос, какой свой фильм любит больше всего, сказал, что, конечно, два последних. Ибо прежние уже "выросли", а эти еще "дети". Кстати, о своем собственном детстве 73-летний режиссер вспоминает как о трудном, но прекрасном времени. Родился в Самаре, потом семья переехала в Москву. Мать не вынесла пьянства и оскорблений мужа и, взяв в охапку трехлетнего Элика, ушла к подруге. С семилетнего возраста мальчика воспитывал отчим. Рядовой инженер, он оказался потрясающим человеком с огромной внутренней интеллигентностью. Значит, страна обязана и ему за свое национальное достояние, каковым является Эльдар Рязанов.
Я спросила его, правда ли, что он рано научился читать. Эльдар Александрович ответил:
- С трех лет чтение стало моим любимым занятием. Читал все подряд: вывески, надписи на заборах, газетные передовицы. Мне казалось чудом, что из букв составляются слова. А с пяти лет я запоем начал читать книги. Начал со сказок, потом перешел на "толстую" литературу: Джека Лондона, Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Дюма.
- Так вот с чего начинается путь в большую режиссуру! Скажите, а "сюжеты" из вашей частной жизни попадают в сценарии? Или они всегда вымышленны?
- Знаете, творчество - процесс весьма интимный. Хочешь не хочешь, а в него плавно перетекают если не события личной жизни, то, по крайней мере, личные переживания. Да без них просто не обойтись! Иначе как работать с актерами? Правда, и у них есть свой житейский опыт. Что касается вымысла, он в любой картине присутствует, но основа все-таки реальная. Скажем, как родился сюжет "Иронии судьбы". Нам рассказали историю, как 31 декабря один человек "хорошо" сходил в баню, и его друзья подшутили над ним: отвезли на Киевский вокзал к поезду "Москва-Киев", погрузили на третью полку общего вагона, сунув десятку проводнице. Бедолага проснулся в столице Украины. У него при себе было 20 копеек, сумка с грязным бельем и веник. Вот что мы взяли за основу, а фильм вы видели. В "Тихих омутах" Хазанов играет директора банка, одноклассника главного героя, которого он материально поддерживает. Таких примеров полно и в жизни. Олигарх Гусинский в свое время учился в ГИТИСе на режиссерском факультете. И когда его сокурсник режиссер Сергей Газаров попросил у него денег на съемку фильма "Ревизор", тот дал. Еще пример. В молодости у моего ныне покойного друга композитора Микаэла Таривердиева был роман с одной актрисой. Как-то они ехали в машине, она была за рулем и случайно сбила человека. Микаэл как истинный джентльмен взял вину на себя. Ему пришлось в связи с этим немало пережить. Не знаю, насколько правдива была та история, но мне она стала известна. Так возник сюжет "Вокзала для двоих".
- Кстати, музыка Таривердиева звучит в "Иронии судьбы", "Вокзале для двоих", "Служебном романе". А вот теперь в "Тихих омутах", хотя Микаэла Леоновича уже четыре года нет на этом свете.
- Этого фильма так и не дождался и мой соавтор Эмиль Брагинский. А музыка... Я искал нечто очень лиричное, ведь фильм снова о любви. Вдова композитора Вера впустила меня в его "закрома", и там нашлись замечательные мелодии, которых никто не знал. Причем мелодии были наиграны самим Микаэлом, но в домашней студии, на синтезаторе - в прежние годы была в моде "металлическая" музыка. Мне хотелось ее "оживить". Дирижер Сергей Скрипка выполнил сложную работу, написал партитуру для струнных инструментов, и мы соединили запись Микаэла с игрой оркестра. Я очень доволен результатом... А вообще-то Микаэл и Эмиль, увы, не все из моих друзей, кого я потерял за последние годы. Покинули этот мир Булат Окуджава, Григорий Горин, Василий Катанян (самый близкий мой друг), Зиновий Гердт, другие дорогие мне люди. Телефонная книжка пустеет. Я вспоминаю строчки Есенина "Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер вдаль..."
- Эльдар Александрович, в одной московской газете писали, что актеры в "Тихом омуте" были недовольны вашим с ними обращением. Дескать, вы тиран и несносный человек.
- Несносный! Почему? У меня только в одном случае невыносимый характер: когда я на работе сталкиваюсь с симулянтами или лжецами. Я что-то не припомню никакой неприязни к себе во время съемок. У нас была милейшая компания. Я ведь сам выбираю актеров. И выбираю не только по принципу талантливости, хотя это главное. Но поскольку на съемках контакт очень тесный, очень важно, чтобы люди были по-человечески приятны, добры, симпатичны. А еще ценю в актере живую душу. Для меня ни звания, ни ордена не имеют значения, но если вижу, что человек продолжает развиваться и в нем есть живой отклик на события, значит, все в порядке. Особенно люблю артистов, которые способны импровизировать. Замечательны в этом смысле Лия Ахеджакова, Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков. Они так глубоко находятся внутри характера, образа, который создают, что могут уже говорить от его имени. Я это поощряю, и актеры об этом знают.
- В "Тихих омутах" вы соблюли "традицию", введя себя в кадр на пару минут, на этот раз в роли рентгенолога.
- Собственно, это случайно произошло. В эпизоде должна была сняться одна женщина, не актриса. Но у нее не ладилось, и надо было спасать дорогостоящую съемку. Достали белый халат, я быстро выучил нужные фразы. Я, как художник-живописец, который пишет большую картину и где-то в уголке рисует свою рожицу. В принципе, в кино это начал применять Хичкок.
- После "Кляч" и "Омутов" чем готовитесь еще удивить?
- Передохнуть бы. Я немножко подустал после съемок. Так что о кино пока не думаю. Сейчас работаю над книгой, которая называется "Эльдар-TV". У меня же очень длинная телевизионная жизнь - от "Кинопанорамы" до "REN-TV", где я сделал очень много телевизионых программ: "Разговоры на свежем воздухе", "Белоснежка и семь гномов", "Парижские тайны Эльдара Рязанова", "Бабье лето". Телевидение меня свело с редкими, необыкновенными людьми. Книга - это галерея портретов некоторых из них: Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре, Бриджит Бардо, Филипп Нуаре, Шарль Азнавур. Будет ряд новелл о людях совсем необычных, например, Зиновии Пешкове, брате Якова Свердлова и крестнике Максима Горького. Жизнь свою он кончил генералом армии Франции, послом Франции в Китае. Невероятно интересная судьба!
- Когда-то вы сделали телепередачу "День в семье Ельцина". А как насчет Путина?
- Я тогда случайно попал в политическую тележурналистику. Перед этим была серия передач "Восемь девок - один я". Потом мы собрались снять передачу о Наине Иосифовне Ельциной. Я познакомился с нею и сказал: "Хорошо бы, чтобы во время съемок на какое-то время за-ехал президент, а то создастся впечатление, что семья брошена". Я снимал, что видел, ничего не выдумывая, не становясь на цирлы. Может, помните эпизод с гвоздем, который оказался в стуле подо мной? Была дилемма: порвать свой новый привезенный из Америки костюм или пожертвовать репутацией президента. Я выбрал второе, решив: пусть народ знает, что у Ельцина стулья с гвоздями, но он ими дорожит, потому что привез их из Свердловска как подарок сослуживцев. Потом я снял передачу о самом Ельцине, она называлась "Мужской разговор". Меня подозревали в "лизоблюдстве", хотя мною двигал чисто человеческий интерес к личной жизни президента. Но на этом с карьерой политического репортера я покончил, придя к мнению, что должен заниматься своим делом. Как в том анекдоте, когда грузина, вступавшего в партию, спросили: "Ты Маркса знаешь?" - "Нет". - "А Энгельса?" - "Тоже нет". - "Ну, а Ленина?" - "Слушай, кацо, у тебя своя компания, у меня - своя". Так и я.
- Эльдар Александрович, вы некогда планировали экранизировать фильм "Мастер и Маргарита". Неужели расстались с этой мыслью?
- Увы. В свое время мне не дали это сделать, хотя я пробивал свою задумку, как мог. Даже ходил в ЦК КПСС к секретарю по идеологии Зимянину. Другие режиссеры тоже хотели снять эту картину: Элем Климов, Алов и Наумов и так далее. Не получалось. Вообще эта булгаковская вещь, как выяснилось, опасная. Ведь молодой режиссер Юрий Кара ее все же экранизировал. В его фильме снялись и Гафт, и Бурляев, и Вертинская, и другие знаменитые артисты. Но картина не вышла на экраны. И не по идеологическим мотивам, а потому что продюсер фильма почему-то запер ее в несгораемый ящик, и ее никто не увидел. Странно, ведь он же потратил немалые деньги. Вот и начинаешь думать, что это штучки Воланда. В общем, "Мастер и Маргарита" - моя неосуществленная мечта.
- Но вы и без того много работаете. Остается ли время на частную жизнь?
- Да, я рабочая лошадь, я много вкалываю. Какая уж тут частная жизнь. Однажды я слышал такое пожелание: "Желаю вам счастья в личной и семейной жизни". Вот с семейной жизнью у меня все благополучно. Со мною везде и всегда моя жена Эмма Валерьяновна. Она мой друг, благодетель, помощник, художественный руководитель, шофер, кухарка, садовник, а самое главное - она моя любимая женщина. Кстати, Эмма родом из Свердловска, она его очень любит. Мы с нею не раз бывали в Париже, и все равно она считает, что самый лучший город на земле - Свердловск.
Замечу, что с Эммой Валерьяновной, тележурналисткой по профессии, Рязанова связывали годы дружбы, сотрудничества. Они не помышляли о браке, хотя в 1994 году Эльдар Александрович овдовел. Но жизнь еще более непредсказуема, чем его картины, финал которых мастер обычно знает заранее. В общем, их судьбы соединились, она стала третьей женой знаменитого режиссера, и теперь они неразлучны. А еще у Рязанова есть дочь от первого брака, а у нее - сын Дмитрий. Как все деды, Рязанов его очень любит и считает, что он самый умный и хороший мальчик на свете. У них разница в возрасте 60 лет и шесть дней.
К тому, что он стареет, Рязанов относится мудро. Он даже сочинил на этот счет ироничные стихи, и они вошли в его последний поэтический сборник, названный "Ностальгия". Когда он прочел на встрече с челябинцами одно из этих стихотворений, зрители хохотали и аплодировали Мастеру за его нестареющий юмор. n