28-11-02


Талиб из нашего города

Челябинец Рустам Ахмяров сейчас находится в плену на американской базе Гуантанамо на Кубе

Генеральная прокуратура России установила личности нескольких российских граждан, доставленных американцами на базу Гуантанамо на Кубе, где содержатся пленные талибы. Заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский заявил, что в ближайшее время в США будет направлен официальный запрос об их экстрадиции. Среди пленных талибов - 23-летний челябинец Рустам Ахмеров, а по уточненной уже в Челябинске информации - Ахмяров.

Корреспондент "Челябинского рабочего" днем побывал в доме на улице Мамина, где официально прописан Рустам. В квартире никого не оказалось, видимо, хозяева находились на работе. Мама - Флюра Ахмярова - в детском саду, а отчим - на ТЭЦ. Симпатичный тюль на окнах, на всех подоконниках - цветы. По рассказам соседей, семья у них действительно приличная, верующая, поддерживающая мусульманские традиции. Про Рустама соседки тоже помнят.

Соседка Валентина:

- Парень он очень вежливый. Как только переехали, сразу со всеми здоровался. А видела я его не часто, он все уходил своей бабушке помогать.

Соседка Лена:

- Ой, я его давно уже не видела, несколько лет, наверное, ну, года три уж точно. Красивый такой парень. Невысокий, а глазищи - черные, огромные. Добрый. С моей двухлетней дочерью не отказывался посидеть. А она его вообще любила, так хорошо они играли.

- А со стороны была заметна его приверженность исламу?

- Да. Одежда у него мусульманская была. Однажды захожу к ним в гости, а он во всем белом. Я сначала подумала, что Рустам в пижаме, а оказалось, это мусульманское одеяние. Да и дочке моей он часто музыку - арабскую, что ли? - включал, она ей тоже очень нравилась.

- А чем занимался Рустам, работал или учился?

- Все учился он у них. Мать говорила, что он на двух языках кроме русского говорил - на татарском и башкирском. Вот и сейчас учится он у них где-то далеко.

Вчера вечером нам все-таки удалось встретиться с матерью Рустама Флюрой Гатиятулиной (фамилия мужа). Она очень скучает по своему сыну.

- Я не знаю, сколько лет пройдет, прежде чем я смогу увидеть его, - говорит она. - Я всегда была уверена, что сын учится за границей:

По словам матери, она до поры не замечала в сыне тяги к исламу. Вместе с друзьями он отметил свое 18-летие, пили вино, веселились. А потом Рустам как отрезал, сказал, что больше отмечать дни рождения не будет, и углубился в книги. Ходил в мечеть на северо-западе Челябинска, потом поехал в Бугуруслан, где без проблем поступил в медресе, там он учил арабский язык. В 1999 году съездил в летний лагерь исламской молодежи в Тюмени.

Вернувшись в Челябинск, Рустам работал кондитером в "Робин-Бобине", подрабатывал на строительстве коттеджей для богатых горожан. И всегда вместе с ним были книги. Их забрал для изучения следователь прокуратуры.

Флюра Гатиятулина уверена, что ваххабитом ее сын не был:

- Он всегда хотел учиться, оружием не интересовался. Года два назад он загорелся идеей уехать изучать ислам за границу. Помню, мы вместе смотрели по телевизору передачу, где о таких вузах рассказывали. В одном институте надо учиться десять лет, в другом - шесть. Выбрали тот, где не так долго:

А потом Рустам уехал и пропал. Писал письма, отправлял открытки. И вдруг пришло письмо по линии Красного Креста, в нем Рустам сообщал, что его вместе с другими студентами арестовали в Пакистане. Следующие письма были уже с вашингтонским штемпелем. В них челябинец сообщал, что обращаются с ним хорошо, кормят три раза в день, дают читать и заниматься спортом. В конце каждого письма сын просил мать не волноваться и молиться, даже книги нужные подсказывал.

- Я не понимаю, что произошло, может, это ошибка? - спрашивает Флюра Гатиятулина. - Американцы ведь наверняка особо не церемонились. Вдруг его вместе со студентами действительно взяли в Пакистане:

Действительно, а вдруг? Пока же матери Рустама остается надеяться лишь на экстрадицию россиян с Кубы и на следствие, проводимое Генеральной прокуратурой РФ.

Как нам удалось узнать, из России Рустам выехал, имея на руках загранпаспорт серии 44 N 2710849, выданный паспортно-визовой службой УВД Челябинска 30 июля 1998 года. Паспорт временный, на пять лет. Узнать, в какую сторону двинулся Рустам, не представляется возможным: при выдаче временного заграничного паспорта никто не спрашивает, куда собирается съездить человек.

13 сентября этого года личное дело Рустама Ахмярова военкомат Тракторозаводского района Челябинска по официальному запросу передал областной прокуратуре. Та, в свою очередь, - Северо-Кавказскому управлению Генеральной прокуратуры РФ, которое находится в Ессентуках. По словам военкома района Александра Павленкова, никаких претензий к призывнику Ахмярову не было. Он пользовался отсрочкой как студент вуза. Какого именно, в военкомате уточнить не смогли. Как сообщил "Челябинскому рабочему" начальник отдела по расследованию убийств и бандитизма областной прокуратуры Юрий Власов, Рустам Ахмяров проходит как фигурант по делу N 11058, которое расследует Генпрокуратура. Оно связано с участием россиян в военных действиях на территории Афганистана.

Из досье "Челябинского рабочего"

Слово "талибан" в переводе означает "студенты", а в более широком смысле - "студенты мусульманских школ". Появились они в 1994 году при активном содействии пакистанских спецслужб и, видимо, ЦРУ США для наведения в Афганистане "порядка" после разгула моджахедов. На самом деле большинство талибов даже не умеют читать и писать. Сейчас члены движения Талибан предоставляют укрытие Усаме бен Ладену, оказывают военную помощь чеченским боевикам.

Южноуральских талибов трое?

Вчера из источников, заслуживающих доверия, мы узнали, что Рустам, возможно, не единственный южноуралец, который находится на американской базе Гуантанамо. Не исключено, что вместе с ним еще двое молодых мусульман, входивших в единственную на Южном Урале общину, не подчинявшуюся Верховному муфтию России Талгату Таджутдину. Все трое проходили обучение за границей. Так это или нет, станет известно в январе будущего года, когда Генпрокуратура РФ закончит свое расследование.

Вашингтон готов выдать российских талибов

Вашингтон "готов выдать российской стороне граждан России, которые содержатся на американской базе Гуантанамо и которые подозреваются в террористической деятельнос