28-11-02
Заявив о себе во всеуслышание с началом реформ, малый бизнес сегодня становится серьезной экономической силой. Челябинскую область в последнюю пару лет упоминают в числе лидеров среди российских регионов по уровню развития этого сектора экономики. Поспорить или согласиться с этим утверждением мог любой желающий, позвонив в минувший понедельник на "горячий" телефон "Челябинского рабочего".
Вице-губернатор области Владимир Дятлов пришел на "прямую линию" в "Челябинский рабочий" в самый канун завершившегося вчера второго областного съезда малого и среднего бизнеса. За неполных полтора часа он ответил на два десятка вопросов читателей "Челябинского рабочего" и посетителей сайта информационно-аналитического агентства "УралНЭП".
- Владимир Николаевич, будет ли государство когда-нибудь кредитовать малый бизнес на приемлемых условиях? Ведь те ставки, которые сегодня предлагают банки, совершенно не реальны? Яна Хворостина.
- На сегодняшний день администрация области реализует программу поддержки малого бизнеса. Одним из основных ее направлений является финансовая поддержка инвестиционных проектов, точнее - погашение процентной ставки по кредитам банков. Ситуация с кредитованием малого бизнеса вообще-то меняется в лучшую сторону, хотя и медленно. Я хочу, чтобы все понимали: когда речь идет о процентной ставке и сумме процентной ставки, всегда нужно учитывать уровень инфляции. Скажем, предприниматель получает под 24 процента годовых кредит в банке, порядка 10 процентов мы компенсируем ему из областного бюджета, остается 14 процентов. И получается, что при инфляции в 18 процентов этот кредит не только бесплатный, но и в некотором смысле с доплатой. Может быть, кредиты кому-то кажутся дорогими, но на самом деле это не совсем так.
- Вам не кажется, что в России с так называемыми административными барьерами, а попросту говоря, взяточничеством, бороться бесполезно? Чиновники как раньше брали борзыми щенками, так и будут брать?
- Никто не спорит, что в России высокий уровень коррупции. Как с этим бороться? Необходимо максимально сократить контакты чиновников и предпринимателей, которые приходят "во власть" решать свои вопросы. Сделать это можно за счет введения принципа "единого окна", когда предприниматель дает конкретному чиновнику пакет документов, и тот уже сам их с другими чиновниками согласовывает. И тут уже никто никому в глаза не заглядывает и в конвертике ничего не протягивает. Но в полной мере эта программа может быть реализована только совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Здесь недостаточно решения и политической воли региональной власти. Окончательно решить эту проблему можно лишь на муниципальном уровне.
Как, к примеру, Шаврин, глава Южноуральска, сделал? Собрал все инстанции, которые предпринимателю приходится обегать для открытия своего дела, в одном здании. Собрал всех и сказал им: "У вас одна цель. Если будете помогать развивать малый бизнес, будут пополняться налогами все бюджеты. Кто будет мешать, я буду добиваться, чтобы вас отсюда убрали". Это вопрос во многом политической воли, желания конкретного главы города. Потому и разрыв в сроках оформления, согласования документов в разных городах области у нас колеблется от двух дней до года. Так, в Южноуральске процедуру согласования перевода помещения жилого в нежилое, приобретение земельного участка для осуществления предпринимательской деятельности можно решить за два дня.
Есть и еще один фактор, влияющий на уровень коррупции. Действия самих предпринимателей, которые зачастую сами провоцируют чиновников на взяточничество. Я понимаю: у многих то, что я говорю, вызовет негативные эмоции. Мы просто привыкли ругать чиновников. Но вспомните Уголовный кодекс, согласно которому виновны две стороны: не только тот, кто берет взятку, но и тот, кто дает. Многие предприниматели уверены, что решить свои проблемы можно, лишь дав взятку, они не используют легитимные методы, такие как, например, суд, а в итоге сами поддерживают высокий уровень коррупции. То есть я хочу сказать: для того чтобы чиновники перестали брать взятки, нужно перестать их давать.
- Здравствуйте, меня зовут Сергей. Уважаемый вице-губернатор, я уже почти год не могу пройти процедуру перевода жилого помещения в нежилой фонд в славном городе Челябинске, хотя занимаюсь этим почти каждый день. Подскажите, что делать-то? Взятку давать?
- Взятку давать точно не нужно. Повторяю: это порочный круг. Вы заплатите один раз и будете платить всю жизнь. Что касается вашей проблемы, я думаю, необходимо обратиться в Центр поддержки предпринимательства, который действует при комитете по экономике области, где эту проблему помогут решить легитимным путем. Подключим наших юристов и, думаю, сможем найти правильное решение. Центр расположен по адресу: площадь Революции, 4, четвертый этаж.
- Владимир Николаевич, здравствуйте. Меня зовут Ирина, у меня небольшое предприятие, в котором работают семь человек. В этом году опять поднимают ставку налога на землю, что будет в следующем году - вообще непонятно. Все говорят о том, что малый бизнес нужно поддерживать, а на деле обкладывают налогами, как волков. Но самое неприятное - это неизвестность, сегодня в 1,8 повысили ставку налога, завтра могут повысить в два раза, послезавтра - в пять раз...
- Негативное влияние на малые предприятия земельного налога, на мой взгляд, искусственно преувеличено. Рост его негативно скажется не на малом, а на крупном бизнесе, занимающем значительные площади, таком как, например, Челябинскуголь. Ну а если вас не устраивает размер земельного налога, выкупайте землю и платите только налог на имущество.
- Владимир Николаевич, как вы считаете, малый бизнес, лавочники, короче, действительно способны, как модно говорить, стать основой экономики?
- С чего начинается малый бизнес: у тебя, как правило, ничего нет и ты хочешь что-то создать и развить. Начинают обычно с малого: купил за рубль, продал за полтора, заработал первоначальный капитал, а после этого предприниматель вынужден думать о более масштабных проектах - либо строить собственные торговые площади, либо вкладывать деньги в производство. Пять лет назад большинство предприятий малого бизнеса занималось торгово-посреднической деятельностью. На сегодняшний день все меньше предприятий остается в торговле, в общественном питании. Большая часть малого бизнеса старается перейти к производственным проектам. На самом деле в этом и заключается философия малого бизнеса. Если бизнес развивается успешно, он укрупняется: работает с меньшими торговыми накрутками, на более комфортных для покупателя условиях.
В последние годы мы стали свидетелями того, как в городе открываются очень крупные супермаркеты. Сегодня, насколько я знаю, есть даже проект гигамаркета, и думаю, что этим путем мы будем идти. Малому бизнесу, который не имеет своего оборотного капитала и устойчивого канала связи с поставщиками, очень трудно конкурировать с крупными структурами, а вот перейдя в сферу производства, найдя свою конкретную нишу, пусть маленькую, свое ноу-хау, он получает надежное будущее. И подобных примеров я могу привести множество. Аристов начинал со строительства, потом занялся производством колбасы, потом крупной торговлей, металлургией. Другие начинали с маленьких авторемонтных мастерских. Хозяин фирмы "Аспект" - бывший автоэлектрослесарь, создал сеть авторемонтных мастерских, и все знают, что при проблемах с автоэлектрикой нужно обращаться в "Аспект". Спиридонов начинал с торговли металлом, мебелью, на вырученные деньги построил бизнес-дом "Спиридонов", сейчас рядом строит гостиницу.
- Это Скворцов Илья из Златоуста звонит. Скажите, будут ли снижать планку налогообложения молодых фирм и вообще существуют ли на федеральном уровне какие-нибудь программы содействия развитию малого бизнеса?
- К сожалению, меры поддержки фирм, которые недавно "родились", ныне нет. В предыдущих законах был предусмотрен двухлетний срок, в течение которого предприятия имели определенную льготу. Но на практике это привело к тому, что, проработав два года, предприятие ликвидировалось, затем снова регистрировалось под новым названием и опять работало по льготной схеме. Из-за такого отношения самих предпринимателей государство было вынуждено уйти от этой схемы господдержки начинающих предпринимателей. Сейчас поддержка ограничивается обучением их персонала, созданием бесплатных информационных и консультационных пунктов, организацией выставок, а также компенсацией части процентной ставки по инвестиционным проектам.
- Здравствуйте, Владимир Николаевич, скажите, как решается вопрос кредитования малых фирм?
- Сейчас существуют три направления оказания финансовой помощи. Это компенсация части процентной ставки - до половины ставки рефинансирования. Второе - это микрокредитование. И третье - выдача госгарантий по тем кредитам, которые дает малый бизнес в банках.
- Здравствуйте, это Лидия Волкова, частный предприниматель. Почему в нашей области нет банка, который бы занимался кредитованием малого бизнеса, и есть ли такие банки в других субъектах?
- Их и в других субъектах РФ тоже нет. Наверное, такой банк был бы полезен на федеральном уровне, чтобы у него было целевое финансирование... Вообще предлагаемая идея очень хорошая. Вопрос в другом. И сейчас есть много банковских программ по поддержке малого бизнеса. В частности, в Челябинске работает отделение КМБ-банка (он так, кстати, и расшифровывается - Кредиты малому бизнесу!), который за два дня выдает кредиты. Это коммерческий банк, который зарабатывает на этом деньги. У него достаточно высокая процентная ставка, под которую банк дает займы и кредиты предпринимателям. Есть программа поддержки и финансирования малого бизнеса у Сбербанка, банк "Дорожник" активно работает с малым бизнесом... Нужно искать, выбирать из тех предложений, которые есть, и находить более приемлемые.
- А на ваш взгляд, какой должна быть кредитная ставка для малого бизнеса?
- Сверх ставки рефинансирования Центробанка еще три-четыре процента. Это было бы нормально! То есть, если инфляция сегодня 15-16 процентов, приемлемо было бы кредитовать под 18-19 процентов. Кстати, многие банки работают по этой ставке.
- Здравствуйте, меня Владислав зовут. Скажите, есть ли данные об объемах кредитов, предоставленных представителям малого бизнеса в Челябинской области, скажем, за последний год?
- Нет, такой статистики нет. Могу сказать, что администрация области, погасив процентные ставки по кредитам, в этом году оказала финансовую помощь 20 предприятиям. Год не закончился, и эта цифра не окончательная. Решают вопрос, кому помогать, сами предприниматели, которые входят в состав областного координационного совета по предпринимательству при губернаторе.
- В Челябинске огромная проблема с электроэнергией. Чтобы подключить новый киоск-чепэшник, особенно в Ленинском и Курчатовском районах, за каждый киловатт берут до 3000 рублей. Как-то решается эта проблема? Антон.
- Я думаю, что это самоуправство. В прошлом году мы рассмотрели целый ряд таких дел. Обращайтесь в Центр поддержки предпринимательства, принесите документ, на основе которого вас заставляют платить такие огромные деньги за подключение, мы поможем.
Проблема не в электроэнергии, проблема в том, что кто-то неправовыми способами пытается получить сверхприбыль, пользуясь своим монопольным положением.
- Политики постоянно рассуждают о проблемах бизнеса, лучше бы сами попробовали им заняться в наших условиях. Вот тогда бы я на них посмотрел. Как вообще можно доверять власть людям, которые не заработали самостоятельно ни копейки?! Валерий.
- Что касается меня и большинства моих коллег, то практически все мы пришли в органы государственной власти, имея за плечами опыт хозяйственной деятельности. Мой заместитель Клепов Юрий Владимирович много лет работал в малом бизнесе, а позднее был председателем совета директоров завода "Теплоприбор". Начальники отделов комитета по экономике работали в налоговой полиции, занимали должности заместителя управляющего Сбербанком Челябинской области, поэтому у нас работают профессионалы, которые разбираются в проблемах ведения бизнеса, это практики. Я сам был руководителем нескольких крупных производственных предприятий.
Один из вопросов "прямой линии" выходил за рамки оговоренной темы беседы. Однако Владимир Дятлов не стал уходить от ответа.
- Владимир Николаевич, здравствуйте. Вас читатель "Челябинского рабочего" Андрей Осенев беспокоит. Вы ведь имели какое-то отношение к региональному отделению партии "Единая Россия"... А сейчас что-то непонятное творится с "Единой Россией", она совершенно теряет свои позиции. Почему так происходит?
- Позиция руководства партии, которую представлял Александр Беспалов, заключалась в том, чтобы отстранить от руководства партийными организациями на местах людей, которые представляют действующие регионы власти. Так вышло и со мной. Делалось это для того, чтобы иметь рычаг воздействия на губернатора. Сегодня ситуация меняется, и фракция "Единой России" вносит поправки в законы о политических партиях и госслужбе. Теперь чуть ли не обязательно и губернатор, и министр должны состоять в партии и отвечать не только как представители общественных структур, а как представители конкретных политических партий за свои действия.
- Вы являетесь членом партии "Единая Россия"?
- Да, являюсь, но на сегодня не вхожу в состав руководящих органов. Предусмотрена такая процедура, как "консервация", то есть временная приостановка членства и активного участия в партийных делах. Вот в таком положении я сейчас нахожусь. Поэтому отвечать за то, что делают сегодня в Челябинской области руководители регионального отделения партии "Единая Россия", я не могу.
Подготовил
Сергей БЛИНОВСКИХ