28-11-06
Куралай АНАСОВА
Верхнеуральск
Город заповедной старины, словно хозяйка Медной горы, выдает, как дорогие каменья, свои тайны только самым пытливым и влюбленным в его старину. Оказываясь на улицах Верхнеуральска, всегда останавливаешь себя на мысли: кто же мог много десятилетий назад ходить по этим широким улицам, кто видел резные наличники купеческих хором? Кто вдыхал запах цветущей черемухи Буренина сада?
Но историческая память имеет свойства оставлять нам, современным людям, ключи к разгадке многих тайн. Имена Ивана Скобелева и его не менее легендарного внука Михаила известны всякому, кто интересуется историей славы русского воинства. Оба были там, где решалась судьба страны. Есть подтверждение, что Иван Никитович Скобелев закончил Верхнеуральское военно-сиротское отделение. Р. Игнатьев в памятной книжке Оренбургской губернии за 1865 год пишет:
"В 1769 году открыто здесь для солдатских детей военно-сиротское отделение, впоследствии переименованное в Верхнеуральский полубатальон военных кантонистов, уничтоженный в 1853 году; но и прежде существования военно-сиротского отделения в г. Верхне-уральске была школа для солдатских детей. Замечательно, что из здешнего военно-сиротского отделения выпущен на службу, по сохранившемуся здесь преданию, сержант Иван Никитович Скобелев, известный впоследствии генерал, комендант Санкт-Петербургской крепости, герой 1812 года и автор многих сочинений, назначенных для солдат".
Легенда N 1 - Иван Никитович
Жизнь Ивана Скобелева, действительно, полна легенд. Одна из самых достоверных, пожалуй, заключается в том, что блестящая карьера военного удалась ему, несмотря на скромное происхождение. До конца жизни Ивана Никитовича считали простолюдином. Сам факт его обучения в военно-сиротском отделении свидетельствует не только о том, что семья будущего коменданта Петропавловской крепости проживала на территории бывшей Оренбургской губернии, а точнее, где-то неподалеку от Верхнеуральска. Видимо, будущему адъютанту Кутузова только военная карьера могла обеспечить выход "в люди". Как известно из истории, Иван Никитович в 14 лет стал солдатом первого полевого Оренбургского полка. Только спустя 11 лет Скобелев получил чин прапорщика. Вся его дальнейшая карьера соткана из знаменитых сражений, многочисленных ранений и доблестных побед. Скобелев-старший участвовал в финляндской кампании 1808-1809 годов, во всех сражениях против турок. В Отечественную войну 1812 года Иван Никитович отличился в Бородинском сражении.
Есть легенда, что и фамилия-то знаменитого генерала поначалу звучала не иначе как Кобелев. Но его беспримерный героизм, умение нести службу позволили исправить и эту досадную оплошность. К фамилии прибавили букву "с", и стал он Скобелевым. Таким и останется в анналах российской истории.
Но были в жизни знаменитого воина и нелицеприятные страницы. Пытаясь вернуть утраченное расположение начальства, Иван Скобелев написал несколько доносов на самого Пушкина, Балашова, Закревского и других.
К литературе Иван Никитович был неравнодушен. Свой след в ней оставил сочинением рассказов "русского инвалида". Но наиболее ярко его самобытную личность передает в рассказе "Однорукий комендант" Куприн. У Куприна Скобелев - добродушный и чудаковатый старик, доживающий век комендантом Петропавловской крепости. Иван Никитович в последние годы жизни купался в лучах славы, всенародной любви и монаршьем расположении. Тут тоже не обошлось без казусов. Когда государь пришел к умирающему коменданту, то просил озвучить последнюю волю Скобелева. Но старик был дерзок. Для себя попросил похоронить у крепости. Для многотысячной армии российских крестьян - земли. От такой дерзости монарх пришел в ярость. Правда, похоронен Иван Никитович у стен Петропавловской крепости, где он покоится до сих пор. Так закончилась стремительная военная карьера выпускника Верхнеуральского военно-сиротского отделения.
Легенда N 2 - Михаил Дмитриевич
Внук Ивана Никитовича - Михаил продолжил династию военных. Его жизнь дала миру много новых красивых легенд. Сколько бы исторической литературы ни пришлось прочесть, все документы меркнут перед образом одного из главных героев кинофильма "Турецкий гамбит". Помните храброго генерала Соболева в исполнении актера Балуева? В фильме Соболев был настоящим офицером: любимцем солдат, храбрым и галантным. Достаточно сказать, что Михаила Скобелева считали равным Суворову. Михаил Дмитриевич не проиграл ни одного сражения. Его называли Белым генералом, потому что он имел обыкновение перед решающей схваткой в белой одежде проезжать перед рядами своих воинов. Так Михаил Дмитриевич демонстрировал свое пренебрежение к смерти и неприятелю.
Но трагичной оказалась и смерть Скобелева-младшего. Он не погиб на полях сражений - умер при странных обстоятельствах в Москве в гостинице "Дюссо". Врачи засвидетельствовали "паралич сердца". Похороны Скобелева вылились в грандиозную народную демонстрацию. Многие историки считают, что он мог всерьез изменить историю государства российского. К его славе ревностно относился даже царь. Авторитет Скобелева и связь со славянофилами могли быть вескими аргументами в политической борьбе. Но в эту баталию Михаил Дмитриевич вступить не успел.
Верхнеуральские краеведы понимают, что небольшой период жизни этого знаменитого семейства, связанный с их городом, пока только "белое пятно". Они намерены вступить в переписку с представителями Скобелевского комитета, готовятся к работе в оренбургских архивах. Пока с легендарным комендантом Петропавловки и его внуком их соединяют строки из книжки, датированной 1865 годом. Только старожилы могут обозначить границы старой крепости, внутри которой, возможно, и располагалась школа для солдатских детей, которую закончил Иван Скобелев.