28-12-00


Cтрелок по своим

Во вторник вечером в здании Законодательного собрания области сержант милиции убил офицера

Здания Законодательного собрания и администрации Южного Урала охраняют сотрудники отдельного батальона милиции (ОБМ) управления вневедомственной охраны при ГУВД области. Это подразделение в милиции на особом счету, что объяснимо: нести службу в одном здании с высшими руководителями региона можно доверить не каждому. Как пояснили корреспонденту "Челябинского рабочего", у кандидата на работу в "охранном" батальоне должен быть высоким не только рост, но и интеллект. О психологической устойчивости и говорить не приходится - сотрудников ОБМ проверяют с помощью специальных тестов. В этом смысле у сержанта Владимира Кулыгина, на первый взгляд, было все в порядке. Его сосед сказал корреспонденту "Челябинского рабочего", что Володя служил конвоиром. Однако, как сообщило милицейское руководство, Кулыгин проходил срочную службу в подразделении ФСБ, охраняющем Кремль и другие высшие государственные учреждения страны (должность у него там, кстати, была говорящая - "стрелок"). Руководство ГУВД акцентировало внимание на том, что после проверки, которую парню учиняли в спецслужбе, в милицейский батальон его взяли без колебаний. И вдруг такое ЧП. Что же произошло вечером в охранном помещении Законодательного собрания?

Корреспондент "Челябинского рабочего" в тот же вечер побывал на месте происшествия. Заместитель командира ОБМ майор милиции В. Куприянов с перебинтованными рукой и животом (пуля прошла по касательной) изложил свою версию произошедшего. По его словам, в тот вечер начальнику штаба ОБМ майору милиции Олегу Якушеву показалось, что у сержанта Кулыгина усталый и бледный вид. Поинтересовался, почему. Тот ответил, что устал. Затем он выполнил просьбу командира "дыхнуть". После того, как офицер предложил подчиненному сдать оружие, Кулыгин достал пистолет Макарова и два раза выстрелил в Якушева. Находящийся в кабинете В. Куприянов начал обезоруживать В. Кулыгина, повалил на него сейф. Одна из пуль сделала в нем вмятину и срикошетила в стену. В небольшой потасовке Куприянов и получил касательное ранение туловища. Прибежавшие на выстрелы и шум милиционеры помогли утихомирить неожиданно агрессивного сержанта. А выбежавший из кабинета в коридор О. Якушев упал и вскоре скончался:

В ходе бесед и встреч с милицейским руководством какого-то ясного и однозначного объяснения поступку В. Кулыгина не находилось. Неприязненных отношений между В. Кулыгиным и О. Якушевым не было, они практически не контактировали, встречались только на разводах. Начальник ГУВД области генерал-лейтенант Юрий Луконин в беседе с корреспондентом "Челябинского рабочего" подчеркнул, что причиной плохого настроения и неадекватного поведения может быть низкая заработная плата милиционера. Затем руководство ГУВД сообщило, что причиной поведения В. Кулыгина могут быть сложные отношения с невестой, что будто бы у него сорвалась свадьба, намечавшаяся на эту осень.

Это уже не первый в области случай, когда милиционеры применяют табельное оружие против своих. Не так давно в Калининском РУВД Челябинска при сдаче оружия подчиненный застрелил заместителя командира взвода, а затем покончил с собой. Мотивы до сих пор не ясны. Пять лет назад в Златоусте старший сержант после развода застрелил офицера. Но там ситуация объяснима: старший по званию сделал обидное замечание подчиненному в присутствии его товарищей.

Сержанта проверит психиатр

Расследованием убийства занимается прокуратура Челябинска. Вся информация для прессы строго дозируется: никаких версий, минимум общения с журналистами. На нашу просьбу о встрече с В. Кулыгиным заместитель прокурора Челябинска С. Мозжерин ответил категорическим отказом. По его словам, расстрелявший своих коллег сержант милиции находится сейчас в изоляторе временного содержания, он уже допрошен, но пока какие-то выводы о мотивах преступления делать рано. В течение месяца будет проведена психиатрическая экспертиза В. Кулыгина. Есть версия, полученная из неофициальных источников: будучи в нетрезвом состоянии, сержант выстрелил в своих сослуживцев, обидевшись на их замечания. С. Мозжерин не подтвердил, но и не опроверг это предположение.

Ему не должны были давать оружие

Корпоративность, присущая милиции, в элитных подразделениях развита еще сильнее. Смерть "от руки своего" - позор на всех. О том, что реально произошло в батальоне, выдвигаются самые удивительные версии. Одна из них: сержант Кулыгин задумал убийство своего начальника заранее и даже переложил оружие из кобуры в карман.

Поговаривают о том, что у Кулыгина не сложились отношения с начальством и он даже хотел уволиться. Другие посчитали, что "у молодого съехала крыша" на личной почве. Все сходятся в одном: Кулыгин был пьян.

Как ему удалось получить оружие, непонятно. С тех пор, как один сотрудник батальона случайно передернул затвором и проверил, заряжено ли оружие, выстрелив в стену, вооружают ребят в присутствии ответственного - офицера. Как он мог не заметить состояния бойца?

"Это абсолютно обычный парень"

Корреспондент "Челябинского рабочего" побывал в поселке ЧКПЗ, где до вчерашнего вечера жил Владимир Кулыгин. Его матери дома не оказалось. Судя по нетронутому слою снега на дорожке, она ушла еще утром. Соседа известие о поступке Владимира просто потрясло. "Я знал его лет с пяти-шести. Абсолютно обычный парень, неагрессивный. Дружил с девушкой, которая живет рядом. Помогал матери. Ничего плохого я о нем сказать не могу:"

Милиционеров, охраняющих областную администрацию и Законодательное собрание, контролируют строго - даже в нерабочее время. По словам соседа, не реже раза в месяц на улице появлялись синие "Жигули" с двумя офицерами. Те обходили соседей и интересовались, как ведет себя в быту их сотрудник.

Материал подготовили: Константин Львов, Сергей Крапивин, Михаил Пинкус, Екатерина Минеева