28-12-00


Зона экстремального патриотизма

12 лет Владимира Шаврина

Мэр на мотоцикле

Мне нравится Южноуральск. Своей молодостью, компактностью, благополучием. Шесть улиц вдоль, семь поперек - от центра до окраины пять минут ходьбы. Идешь по улицам - все друг с другом здороваются, все друг друга знают. Хотя деревней Южноуральск ну никак не назовешь - 40 с половиной тысяч жителей. Высотные современные многоэтажки обступили "хрущевки", что возводились полвека назад вместе с ГРЭС. Поднимает этажи город: на каждого жителя здесь приходится в среднем 17,1 квадратных метров жилья. У каждой второй семьи - автомобиль, телефон, гаражей - и того больше, а сады, огороды есть практически у всех.

В этом, наверное, уникальность и главная притягательность Южноуральска: условия жизни городские, а среда обитания (водохранилище, чистый воздух, сосновый бор), манера общения - сельские. И обосновавшиеся здесь банки, рестораны, автозаправки, станция мобильной связи не меняют патриархальных, доверительных отношений южноуральцев.

Но больше всего характеру города соответствует его глава Владимир Шаврин. Не случайно вот уже двенадцать лет занимает он этот пост. Меняется власть в стране, в области, но южноуральцы вновь выбирают своим мэром Шаврина. Потому что при всей его жесткости и упрямстве другого такого хозяина - ищи, не найдешь.

Он приехал в Южноуральск начальником милиции, которая тогда размещалась в бараке. И за четыре года отстроил лучшее в области здание ОВД, да еще и жилой дом для сотрудников. А милиция города по всем показателям вышла в передовые.

Недруги называют это шавринскими амбициями, друзья - бешеной его харизмой, так или иначе, но за двенадцать лет его "правления" неузнаваемо изменился город, который по каким только показателям не вышел в лидеры. Южноуральск занял первое место в конкурсе "Самый благоустроенный город" области и седьмое - в России. Он утвержден в качестве демонстрационной зоны высокой энергетической эффективности. Его социальная служба признана лучшей в стране. Все десять предприятий под управлением совета директоров работают рентабельно. Более того, в этом году объем промышленного производства вырос на 27,2 процента (почти втрое перегнав средний по России).

А сам Владимир Михайлович все тот же: после работы садится на свою "Хонду", объезжая всякие закоулки. Вы можете себе представить осанистого мэра на мотоцикле?

- Народ хохочет, - пожимает плечами Шаврин, - зато я где какие недоделки сразу вижу и с людьми нормально поговорить могу.

- Почему ж вы тогда живете в коттедже, а не в городской квартире?

- Свой дом - это ведь дом не только в плане физическом. Это место, куда собирается вся семья, друзья. Где можно походить босиком, снять с грядки огурец с капельками росы. Погладить собаку, дать овса кроликам. Затопить баньку и выбежать из нее прямо в снег. А вечером посмотреть на закат, на восход луны не из-за домов, а прямо над лесом. И проснуться от пения птиц.

"Бабам рожать негде"

Сегодня в Южноуральске достраивается роскошный роддом на 60 коек площадью более 3 тысяч квадратных метров. Стройку эту курировала лично Наина Иосифовна Ельцина. А история ее вот какая.

Три года назад Челябинск принимал Ельцина. В программе визита была и протокольная встреча президента с главами всех 40 городов и районов области. Речи были официальными, заранее согласованными. Вдруг встал Шаврин:

- Тут все жалуются, а мы живем хорошо.

И только-только все расслабились, слушая незапланированную речь об успехах Южноуральска, как Шаврин заявил:

- Только бабам у нас, Борис Николаевич, рожать негде! Старый роддом совсем развалился:

Выступление это было последним, грозная пауза затягивалась. Вдруг Ельцин отодвинул огромный букет и повернулся к Шаврину:

- Надо, значит, помочь, раз хотят рожать! Построим тебе роддом на федеральные деньги.

Наша власть давала столько всевозможных обещаний, что никто, собственно, даже и не обрадовался еще одному. Шаврин получил крупную взбучку за "самодеятельность" и вернулся домой.

Каково же было его изумление, когда раздался звонок из Москвы: "У вас проект роддома на сколько коек?.."

Он не стал говорить, что никаких документов нет и в помине - какие проекты, зарплату медикам тогда задерживали. Через две недели после отъезда Ельцина пришли первые деньги. И уж тогда-то Шаврин начал строить. Звонил в Москву, подключил депутатов Госдумы, через все каналы "выбивая" федеральные средства.

- С его хозяйской хваткой, громадной энергией он горы умеет свернуть, заразить своей идеей всех. Так рванет, что мы надрываемся, чтоб успеть за ним, - рассказывают работники администрации.

Наконец уже сама Наина Иосифовна звонила в Челябинск, чтобы узнать, как идет строительство.

За три года двухэтажную махину со вставкой в три этажа подвели под крышу. Для роддома, конечно, многовато, потому решили открыть здесь еще и перинатальный и подростковый центры. В общем, в следующем году будет сдан в Южноуральске замечательный комплекс здоровья матери и ребенка.

Невдалеке обретает жизнь еще один "сумасшедший" по нынешним временам проект - три модуля культурно-спортивного комплекса с двумя бассейнами, спортзалом, которым и областной центр позавидует. В этом году к Дню города сдали уже вторую очередь - на радость ребятишкам открылся детский плавательный бассейн, который всем миром строили.

Спрашивается, откуда в маленьком городке деньги? Здесь не осталось ни одного муниципального торгового предприятия - все сдано в аренду. Не понимали люди своего главу - "Помогает набивать карманы!" Но сегодня, когда в небольшом городе открыты 78 частных магазинов, 83 киоска, 6 кафе, южноуральцы сами убедились: конкуренция сделала товары дешевле и качественнее. В 2,5 раза снизилась безработица и во столько же выросла зарплата. На четверть бюджет наполняется за счет налогов с мелкого и среднего бизнеса.

Знаете, кстати, какие квартиры здесь самые дорогие? На первом этаже! Они почти на треть дороже всех остальных. Потому что почти все первые этажи в центре отданы под магазины и магазинчики, кафе, бары, аптеки, химчистки, парикмахерские и снова кафе.

- Ну, прямо, как на Западе, - пытаюсь иронизировать. А в ответ слышу:

- Да, это уже другое качество жизни. Сначала мы снесли все ларьки. Потом отошла эпоха киосков. И вот уже два года дизайнеры утверждают у нас оформление всех торговых и бытовых предприятий, чтобы они были в одном стиле и украшали город.

Я спросила Шаврина, что считает он главным достижением своей двенадцатилетней работы.

- Территория города увеличилась на 12 тысяч гектаров. Это материальное завоевание дало возможность каждому южноуральцу иметь столько садов и огородов, сколько он может обработать. Все это позволило создать в городе средний слой, который сегодня почувствовал желание и возможность зарабатывать деньги помимо основной работы или заводить собственное дело.

Только одна цифра: объем инвестиций в бюджет за четыре года вырос на 242 процента.

Легенда о "Русских витязях"

В кабинете Шаврина висит огромная фотография: белоснежный строй самолетов в синеве неба. Зная, что он отличный теннисист и бильярдист, управляет любым транспортом - от снегохода до скутера, спросила его и про самолет.

- Нет, - враз помрачнел он. - Это мои друзья "Русские витязи".

История этой мужской дружбы больше похожа на легенду. "Русские витязи" - известная на весь мир своим виртуозным искусством пилотажная группа - появилась в Южноуральске семь лет назад. Тогда, в 1993-м, земля горела под ногами русских в Азербайджане. Сотни людей вынуждены были, бросив все, бежать из республики. За сутки должен был передислоцироваться и полк самолетов-истребителей. Их приютил Южноуральск, имевший закрытый военный аэродром. Поддерживал, чем мог, пока они не смогли перебраться в подмосковную Кубинку.

В знак уважения к горожанам и дружбы с главой "Русские витязи" в День города демонстрировали южноуральцам высший пилотаж военной техники. Это было потрясающее зрелище. Тысяч пятнадцать людей стояли на огромной площади, задрав головы и едва переводя дыхание. Огромные махины летели почти над ними крыло к крылу - в пятерке, в тройке. Перестраивались, выполняя сложнейшие фигуры.

Это был сказочный пилотаж. А потом Шаврин представлял южноуральцам героев неба. И площадь ревела от восторга. А летчики ушли в толпу - вместе отмечать праздник.

И не мальчишки - взрослые люди еще долго с гордостью и восхищением рассказывали о личном знакомстве с этими бесстрашными парнями.

А потом пришла страшная весть из Камрани - четверо их "витязей" разбились после выступления на международной выставке в Малайзии. Для южноуральцев, следивших за "своими ребятами", их гибель стала личной трагедией. Город скорбел. И тогда родилась идея мемориала "Русским витязям" в их родном Подмосковье.

И опять всем миром собирали средства, придумывали памятник. Привезли черный уфалейский мрамор и белоснежный коелгинский, металл. Шаврин сам следил за его созданием, сам поехал в Кубинку.

- В этом памятнике уральская сталь, уральский мрамор. В этом памятнике кусочек нашего сердца. Мы рады, что они навсегда останутся с героями России, - сказал он на его открытии.

Когда в Челябинске сдавался международный аэропорт, гвоздем праздничной программы были "Русские витязи". Южноуральцы не верили своим глазам, когда вдруг увидели четверку самолетов, низко облетающую город: "Неужели наши прилетели?"

Отработав программу, они вернулись в Южноуральск.

- Мы с детьми встречали их на летном поле, - рассказывает Надежда Зуева, начальник управления культуры администрации. - И вдруг увидели синюю стену - они шли нам навстречу, надев те самые форменки, что им сшили у нас еще в 1993-м. Я не помню, что было дальше: строй рассыпался, мы обнимались и плакали. От радости встречи, от горя за тех, кого уже не вернешь.

И снова был парад в небе. "Русские витязи" бесплатно повторяли свое пилотажное шоу для друзей-южноуральцев. А в молодом городе появилась улица, носящая их имя.

Фонтан в подарок

Казалось бы, у Южноуральска и истории-то своей еще нет. Нет пока среди его жителей известных героев, звезд. Но здесь находят другие символы. "Все линии электропередачи страны украшены изоляторами Южноуральского завода. Наш фарфор признан самым белым в России. А космонавты смотрят на мир через иллюминаторы, сделанные из пьезокварца завода "Кристалл". Такую гордость, такое уважение к своему городу ("нашему большому дому") я встречала разве что в Магнитке. Недавно город приобрел свои официальные символы: герб, флаг и гимн. А в День Конституции здесь проходила детская конференция "Я - гражданин Южноуральска", и каждый школьник получил в подарок книгу о родном городе с автографом его главы.

Нет, не случайно Южноуральск называют зоной экстремального патриотизма. Тот же День города считается праздником не меньшим, чем новогодний. Из года в год этой августовской субботы люди ждут с нетерпением, начиная ее в 9 утра, а домой возвращаются лишь за полночь. Причем у праздника этого более 100 добровольных спонсоров, которые могут просто, без всяких накладных, привезти коробку мороженого или холодильник для конкурса "Леди в кабриолете", или учредить именные стипендии. И нет, наверное, у нас в области другого такого города, которому дарят подарки.

Пришел как-то в администрацию предприниматель: "Можно, я построю фонтан? Я жену здесь у вас встретил". Так на площади появился фонтан - символ любви двух сердец и благодарности городу.

А сейчас в Южноуральске думают о создании своего памятника на высоком берегу Увелки. Здесь, по казацкой легенде, Пугачев казнил отказавшегося перейти к нему в войска священника Фрянзина. Часовня-памятник должна напоминать не только о вечном, но и о том, что у каждого человека есть своя правда, своя позиция на этой земле.

Нина ЧИСТОСЕРДОВА

P.S. На только что состоявшихся выборах южноуральцы вновь отдали свои голоса за Шаврина. Поздравляем вас, Владимир Михайлович!