28-12-98


Все начинается с бинтов...

А продолжается развалом экстренной медпомощи

В травматологическом отделении Коркинской центральной горбольницы быстрее всех в городе узнают, когда на некоторых предприятиях погашают долги по зарплате. В эти дни резко возрастает количество пациентов в состоянии алкогольного опьянения со специфическим набором травм: колотые, резаные, побитые... Как было веками на Руси: деньги завелись - с радости напились, затем со злости подрались. Хорошо, если обошлись одними кулаками, хуже, когда в ход идут тяжелые предметы и кухонные ножи. К этой прозе жизни медперсонал травматологии давно привык, невозможно привыкнуть к другому: лечить-то нечем!

Общий кризис российского здравоохранения сильнее всего бьет по службам экстренным. Если человек хронически страдает, допустим, гастритом, он знает, что осенью и весной надо готовиться к обострению и запасаться если не лекарствами, то деньгами на эту статью расхода. Если человек в гололед падает на улице, то вряд ли он заранее готов к перелому конечности: ни шприцов, ни новокаина, ни бинтов и прочего у него, естественно, не припрятано в укромном уголке. А зря! Во всяком случае, жителям Коркино травмы лучше "планировать" заранее, потому что специализированное отделение лихорадит от отсутствия самых необходимых медикаментов. НЗ, разумеется, есть чуть-чуть, но тратится он, что обидно самим врачам, на тех самых пьяниц, которых нужно срочно спасать, а не выяснять, смогут ли они оплатить наркоз и купить необходимые лекарства.

Рассказывает заведующий Коркинской травматологией Владимир Рафаилович Девятов:

- Все начинается с бинтов, лейкопластыря, марли - с этим плохо. Перекись водорода, новокаин - перебои. Шприцы одноразовые больница давно не закупает - не на что. Бывает, уколы не ставим по 10-12 часов, пока родные пострадавшего шприцы и лекарство не поднесут. Недавно родственники больного сами покупали спицы для аппарата Илизарова. Наркоз операционный есть, но стоит 200 рублей. Работаем на призывах: где-то потерпи, где-то покричи, где-то сами кричим, потому что нервы не железные. Объяснять людям, особенно пожилым, что мы вынуждены давать им список того, что нужно принести в отделение для полноценного лечения, - удовольствие ниже среднего. В профессиональном плане противно: ни современной диагностики, ни методики лечения, знания применять не с чем. Дошли до того, что занимаемся скелетными вытяжениями - изобретение средневековья. А что делать, если везде слышим один мотив: денег нет.

Как же удается поднимать на ноги людей, почти ничего для этого не имея? Можно сказать, смекалкой и терпением. Нет перекиси - фурацилином на два раза ранку промоют. Нет пленки рентгеновской - интуиция и опыт подскажут диагноз. Не зря наши самоотверженные доктора высоко котируются во всех цивилизованных странах. Посмотрел бы я на любого иностранца: выдержит он неделю стажировки в коркинской травматологии? Сомневаюсь, особенно если поставить ему условия врача-интерна: ставка 306 рублей в месяц (меньше 20 долларов по нынешнему курсу, причем зарплату за июнь еще не давали), на получение квартиры никаких перспектив, на установку телефона - тем более (лучше "скорую" гонять ночами). При всем этом меньше пятидесяти пациентов в "травме", как правило, не бывает, и лечить их надо независимо от того, есть бинты или нет.

Ничего хорошего в такой ситуации. Единственный проблеск - редкие спонсоры, чаще всего бывшие больные, воочию столкнувшиеся с "изломанной" травматологией. Иногда частные предприниматели что-нибудь подбросят, недавно шахта "Коркинская" помогла приобрести "спецметалл" - на месяц работы хватит. Врачей все сильнее охватывает мерзкое ощущение, что городу они не нужны. А как иначе думать, если в муниципальной больнице давно не видели ни мэра Коркино В. Марченкова, ни его первого заместителя, курирующего здравоохранение В. Серышева? Это, разумеется, не означает, что "отцы" города не знают проблем местной медицины, но вся беда в том, что решить их они не в состоянии, поэтому докторам в здоровом виде на глаза не попадаются.

Перед ноябрьскими праздниками врачи травматологического отделения ЦГБ написали заявления об увольнении в знак протеста против бедственной материальной ситуации и пообещали начать круглосуточную вахту в больнице, пока с ног не свалятся. Руководство отреагировало: медикам дали зарплату за июнь и самые необходимые материалы для работы, активизировался ремонт травматологии, тянущийся не первый год. Но надолго ли хватит бинтов и лекарств от этой вынужденной вспышки внимания и возможно ли бороться с нищетой здравоохранения разовыми подачками?

Коркино - не африканская страна Зимбабве, где любая экстренная помощь, от родов до травмы, оказывается бесплатно. До такого уровня социальной медицины нам еще далеко, можно и не дожить. Поэтому антикризисный рецепт сохранения здоровья в шахтерском городе прост: копите денежки на всякий непредвиденный случай, избегайте травм в быту и на производстве... Дабы не испытать на себе всей гаммы ощущений при скелетном вытяжении и не видеть врачей, стыдливо прячущих глаза при предъявлении перечня "плавсредств", необходимых для выживания на тонущем корабле провинциальной медицины.

Ирина КРЕХОВА.

(Наш корр.).

г. Коркино.