29-01-2000


Атомной станции - "да"?

Все настойчивее звучат голоса в пользу размораживания строительства Южно-Уральской АЭС

Виктор РИСКИН

Озерск

На промышленную площадку мы проехали, минуя два КПП. По краям дороги стояло несколько высотных зданий с темными окнами, чуть поодаль виднелась безжизненная черная труба. На всем лежала печать запустения и забвения.

- Не совсем так, - корректирует мои мимолетные наблюдения директор Южно-Уральской атомной станции Владимир Морозов, - два объекта все-таки функционируют: пожарное депо и котельная. А другие действительно законсервированы. В том числе и пятиэтажное здание управления, в котором раньше работали 200 человек. К чему тратиться на его содержание, когда оставшиеся 20 отлично помещаются в депо.

Как известно, строительство атомной станции прекратилось десять лет назад. Говорили, что под давлением общественности, не пожелавшей иметь под боком очередной Чернобыль, хотя специалисты были уверены в абсолютной надежности и безопасности будущей станции. На самом деле, считают они, все куда прозаичнее - прекратилось финансирование. Успели только вырыть котлован под первый знергоблок и поставить несколько строений. По прикидкам Морозова, сделано процентов десять от реального объема.

- Строительство атомной станции никогда не снималось с повестки дня, - продолжает пояснять директор. - С 1984 года, когда было принято постановление Совета министров, и по сию пору. Энергопроизводители и энергопотребители нашей области понимают, что электростанции на газе и угле не имеют перспектив: цены на эти виды топлива будут возрастать. По прогнозам Мин-экономики России, в ближайшие 10-20 лет электроэнергия атомных станций будет в два - два с половиной раза дешевле, чем на традиционных.

- Кроме того, - вступает в разговор руководитель центра по связям с общественностью химкомбината "Маяк" Е. Рыжков, - неизбежно начнут повышаться платежи с предприятий за сбросы и выбросы. Атомная станция ничего не выбрасывает.

Мои собеседники не скрывали, что разговор в пользу строительства АЭС носит гипотетический характер. Без финансирования со стороны государства оно невозможно. Затраты за один год работ сопоставимы с годовым бюджетом области! Если возведение станции удастся "уложить" в нормативные восемь лет, то понадобится полтора миллиарда долларов.

- И все-таки начать должно государство, - говорит Морозов. - Тогда подтянутся и инвесторы. Тем более от федерального правительства требуется только 50 процентов от всей суммы. Остальные мы будем искать сами. А задел уже есть. На промышленной площадке создана вся инфраструктура: транспортные, энергетические коммуникации. Из объектов непосредственно атомной станции есть только котлован 120 на 250 метров и глубиной восемь метров. Пока в нем плавают лебеди.

Кроме птиц и управленцев площадку посещают другие заинтересованные лица. После их визитов исчезают сотни листов алюминиевой обшивки теплотрассы, остаются разукомплектованными трансформаторные подстанции. Один из воров оставил здесь не только след, но и жизнь: погиб, попав под напряжение. Лишь после установки два года назад КПП кражи заметно снизились.

Специалисты, с которыми я беседовал по поводу возобновления строительства Южно-Уральской АЭС, убеждены, что его надо начинать. И приводят факты. Мощность всех ТЭЦ области равна 4000 мегаватт. АЭС даст 800. Около двадцати процентов. Но надо учитывать, что изношенность электростанций составляет порядка 70 процентов. Значит, какая-то из них скоро встанет на затяжной ремонт. А где замена? Указывают и на другую, более реальную опасность, с которой может справиться только АЭС, - экологическую. В прошлом году уровень воды в замыкающем одиннадцатом водоеме повысился на 66 сантиметров. Только теплые воды атомной станции способны разрядить ситуацию, снизить уровень радиационных вод путем усиления их испарения. Та же станция готова "поглощать" радиоактивные отходы. Их скопилось на "Маяке" около одного миллиарда кюри. Здесь же решаются задачи утилизации оружейного и энергетического плутония.

- Энергетический кризис стучится в дверь, - говорит Е. Рыжков. - Об этом тревожатся газовики, металлурги. Об этом задумывается губернатор области, беспокоится Законодательное собрание. Общественность, ранее настроенная непримиримо, вновь обращают внимание на проблему атомной энергетики. Это не наша прихоть, это веление времени. Не решим эту проблему, она порешит нас.

Как стало известно "Челябинскому рабочему", в администрации области готовится письмо к и.о. Президента РФ В. Путину с просьбой помочь возобновить строительство Южно-Уральской АЭС.

Комментарий специалистов:

Наталья МИРОНОВА, председатель движения "За ядерную безопасность":

- Проект Южно-Уральской атомной станции сегодня устарел с моральной и с технической точки зрения. Более того, в своем нынешнем виде он не прошел государственную экологическую экспертизу.

Согласно проекту, это станция на реакторах типа БН, то есть бридерных реакторах на быстрых нейтронах с натриевым охладителем. На этих реакторах будут дожигать запасы подлежащего уничтожению военного плутония. Промышленных бридерных реакторов за рубежом на сегодня всего два: в Японии и во Франции. И оба они после ряда аварий закрыты. Кроме того, это слишком дорогая программа. Бридерные реакторы производят энергию, которая в три-шесть раз дороже энергии, к примеру, действующих Калининской и Ленинградской атомных станций. Эту разницу придется оплачивать из кармана налогоплательщиков. Вряд ли это разумно.

Как энергетический объект станция области не нужна. Мы живем рядом с энергоизбыточной Тюменью. Нужно учиться договариваться с соседями, чтобы покупать энергию по более низкой цене.

С другой стороны, это крайне экологически опасный проект. На территории области сконцентрировано множество грязных металлургических предприятий, здесь расположены ядерные объекты: Нужно быть очень плохим руководителем, чтобы в этой ситуации навязывать области еще и атомную энергетику. Возможно, этот проект может принести руководителям области политические дивиденды - стоит вспомнить идею Южноуральской республики. Но экономически и экологически он нецелесообразен и опасен. Мне непонятна логика властей, которые идут на такой серьезный шаг, не посоветовавшись с населением.

Вячеслав СЕРЕДКИН, главный инженер ОАО "Челябэнерго":

- Я очень сомневаюсь, что проект строительства атомной станции на Южном Урале реален. Это слишком дорого. О чем можно говорить, если область сегодня не может достроить Челябинскую ТЭЦ-3:

Конечно, нам не хватает производимой в области электроэнергии. Дефицит этот достаточно велик и даже с учетом работающей Троицкой станции достигает 1 миллиона киловатт в час. Но катастрофической ситуацию в энергосистеме назвать нельзя. Поэтому я не вижу острой необходимости в немедленном строительстве АЭС.

Хотя нет сомнений, что через несколько лет атомную энергетику нам развивать все же придется: собственного угля у нас практически нет, а газа не хватает.

Записал Сергей БЛИНОВСКИХ.