29-01-03
Не любят поэзию в нашем городе. А может быть, любят, но ей не хватило пресловутой раскрутки? Так или иначе, но на фестиваль молодых уральских поэтов, никто, кроме самих поэтов, не пришел. Получился этакий междусобойчик, а может быть, репетиция чего-то более важного. В малом зале кинотеатра "Кировец" были трибуна и микрофон. Но поэты на трибуну не забирались, и в микрофон не читали. Все было по-домашнему.
Челябинскую область представили довольно разные авторы. Александр Петрушкин, один из организаторов челябинской акции, создает сложные ритмические тексты, наполненные фантастическими образами, Анна Кипнис и Эльмира Галиуллина работают в русле традиционной женской поэзии. Полина Потапова, автор, от которого ожидают многого, пишет метафорические стихи о перманентном состоянии души. Марина Хаген, живущая, по ее собственному признанию, не в Челябинске, а в Интернете, порадовала лаконичными хайку, написанными в очень своеобразной манере. Марина, кстати, победитель всероссийского конкурса хайку. Автор из Кыштыма Юрий Невзоров читал юмористические стихи о парадоксах нашей жизни.
В Нижнем Тагиле есть своя школа женской поэзии. Одна из ее представительниц Наталья Стародубцева, преподающая русский язык и литературу в колонии, стала лауреатом премии Дебют. Поэзия у девушек из Нижнего Тагила очень личная, переходящая в откровенно эротическую.
Закрывали фестиваль поэты из Екатеринбурга. Среди них было два лауреата премии журнала "Урал" - Дмитрий Шкарин и Василий Чепелев. Екатеринбуржцев отличает следование модным сейчас в поэзии стилям и установка если не на эпатаж, то, по крайней мере, повышенное внимание к своей персоне.
Главное, что могут вынести челябинцы из этой встречи, - умение декламировать свои стихи не менее важно, чем собственно их сочинение. Невнятное бормотание лишило некоторые полупрозаические тексты смысла. Екатеринбуржцы, напротив, декламацию ставят на первое место, выбирая стихи, хорошо воспринимающиеся на слух. С Василием Чепелевым, организатором фестиваля, привезшем молодых поэтов из северной столицы Урала, мы побеседовали после фестиваля.
- Знаю, что у вас есть литературное объединение "Антипровинция". Каких поэтов вы собираете вокруг себя?
- Молодые поэты, работающие в традиционном ключе, лично меня как организатора литературной жизни интересуют мало. В основном я отслеживаю новаторские моменты в поэзии. Ведь на то она и молодая поэзия, чтобы со знанием дела разрабатывать новые вещи, формальные в том числе. И содержательные, почему нет. Это тоже очень важно.
- Насколько я знаю, фестиваль, подобный челябинскому, вы проводите у себя в Екатеринбурге.
- У нас это более похоже на шоу. Например, мы устраивали турнир поэтов "Естественный отбор", где они соревновались между собой по так называемой нокаутсистеме. Два поэта читают ограниченное время, большое жюри, человек восемь, выставляют им оценки, и так определяется победитель. У нас, кстати, это проходило в Доме работников искусств, собралось человек 150, даже больше, в том числе экстремальной молодежи, которую я вовсе не ожидал увидеть. А очень скоро, 8 февраля, в рамках Курицынских чтений у нас пройдет первый уральский поэтический слэм в баре "Мастер и Маргарита". Это такое же соревнование поэтов, но на деньги.
- Существует ли мода в поэзии?
- Существует. Сейчас модна осовремененная традиция, когда в формальную структуру стиха вкладывается содержание более глубокое, чем обычно. Современный поэт свободно чувствует себя в формальном стиле. Он не обязательно соблюдает четкий ритм, обычно распространены расшатанные, разболтанные варианты. Магистральное течение в молодой поэзии - так называемый постконцептуализм, когда на первый план выступает отказ от формальных рамок в пользу содержания высказывания. Высказывание достаточно личное, распространен такой прием, как зоны скрытого смысла, то есть гиперличные стихи.
- Нарисуйте образ современного молодого поэта.
- Это свободный художник, часто ваш коллега. Реже репортер, как правило, пишет на заказ в глянцевые журналы. Я сейчас занимаюсь тем же самым. А еще год назад был медиком, но понял, что медицина и стихи - две слишком серьезные вещи, чтобы их совмещать.
Олеся ГОРЮК