29-01-98
Неожиданно и широко вдруг распространилась весть о том, что в совсем недалеком будущем в Челябинске открывается филиал Академии художеств. Не той, знаменитой Петербургской императорской "Академии трех знатнейших художеств", созданной в XVIII веке как учебное заведение и правительственное учреждение, а другой, которую сравнительно недавно открыл в Москве Илья Сергеевич Глазунов на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Возникла путаница, потому что наследником академических традиций российского художественного образования всегда был Институт имени Репина в Петербурге. Кстати, на моем аспирантском удостоверении 70-х годов золотыми буквами именно это и зафиксировано. Многие ученые диссертации защищались на материале изучения различий московской и петербургской художественных школ. Абитуриенты, поступая, со знанием дела выбирают между застывшим в своем величии Петербургом и демократичной, подверженной всем политическим и культурным ветрам Москвой.
Что может в этом смысле предложить Челябинск? Захотелось поговорить об этом со сведущим человеком - председателем Челябинской организации Союза художников России Александром Петровичем Кудрявцевым.
- Во-первых, не пустые ли это слухи?
- Нет, я видел официальное письмо Ильи Сергеевича с предложением об открытии филиала в Челябинске.
- Как вы относитесь к этой идее? Нужен ли такой вуз в нашем городе?
- Я родился в Челябинске, патриот родного города. Конечно же, я отвечу: "Да, нужен". Но излишняя поспешность может все погубить. Ведь Глазунов со своим предложением обратился ко всей России и, насколько мне известно, такой филиал уже работает в Перми. Из беседы со своим пермским коллегой я понял, что за 5 лет Илья Сергеевич филиал ни разу не посещал.
- Покровительство метрополии выражается только в программных рекомендациях?
- Кажется, дело обстоит именно так - ни финансовой, ни педагогической поддержки нет. А по моему глубокому убеждению, художественное дело такого масштаба формируется вокруг значительной личности. Вот не было бы в Челябинске в довоенные годы блестящего художника Русакова, наверное, и изобразительное искусство наше отодвинулось бы по времени в своем развитии.
После войны я занимался в студии Михаила Мироновича Лошакова. Кстати, находилась она вот здесь, рядом с моей мастерской, и называлась Домом художественного воспитания детей. 48 часов мы рисовали чучело птички на досочках и картонках. Мастер не показывал нам, как рисовать, а рассказывал, как птичка летает. Он был очень красив и артистичен. Я помню седые волосы до плеч, а в 1947-1948 годах все были стрижены "под бокс". Он только что приехал из Парижа и был импрессионистом. Всех нас звал "на вы". Развитие изобразительного искусства в нашем городе, пожалуй, прошло на моих глазах.
- То есть этот процесс весь укладывается пока в границы одной жизни? Тогда можно ли вообще называть традициями то, что мы имеем сегодня? Ведь мировые художественные центры складывались не годы, а века.
- Традиции тоже связаны с конкретными людьми. Не стены делают школу, а имя и авторитет учителя. В санкт-петербургской Академии прикладных искусств преподает профессор Глеб Александрович Савинов. У него учились наши известные художники Фокин, Костина, Мишин, Латфулин. Очень повезло и моей дочери. Вот это учитель в высоком смысле этого слова. Это как второй отец, не меньше... Это как раз тот случай, когда "кадры решают все". А сегодня я могу ответственно заявить, что такой личности в нашем городе сегодня нет. И если мы откроем челябинскую академию на сегодняшнем уровне, то я боюсь, что когда появится настоящий Учитель, его просто могут на порог не пустить в это учреждение. Потому что заниженность требований прогрессирует и ничего, кроме вреда, не принесет. Все будут хвалить и награждать друг друга, а уважения к вузу не будет.
- Конечно, потому что любовь и уважение конкретны и адресны. Я не встречала сколько-нибудь известного художника, который не гордился бы своим учителем. В Свердловском художественном училище это были Мосин и Брусиловский... Но посмотрим на проблему с другой стороны. Сколько стоит обучение профессионального художника?
- По материальным затратам, это одно из самых дорогих образований. Инструменты, кисти, холсты, мастерские - это еще не все. Главное, художников нельзя выпускать много - это, если можно так сказать, "штучный товар". Здесь не может быть "потока". Это образование индивидуально, потому так важна роль учителя. Монументальное отделение санкт-петербургской Академии прикладного искусства набирает сегодня 6-7 человек на курс, обучает их шесть лет преподавательским составом более 40 человек. Мы так сможем? А если нет, то зачем в наши времена напрасные траты усилий и денег?
- Есть и еще один довод. Художников нельзя учить только по книгам. Сам процесс обучения требует произведений живописи, скульптуры, графики, прикладного искусства в подлинниках от древнейших до новейших времен. Нужны Лувр, Эрмитаж, Прадо, "Третьяковка" и Русский музей - смотреть, сравнивать, копировать. Лучшим студентам императорской Академии предоставлялись командировки в Италию... Нельзя открыть университет, имея библиотеку из трех книг, высшее художественное образование требует наличия высочайшего уровня музейных коллекций классических времен.
- Второй этаж нынешней нашей картинной галереи когда-то был Дворцом пионеров. Вся изостудия, то есть 20-25 человек детей с руководителем Василием Федоровичем Подгорновым, помещалась в нынешнем кабинете директора галереи. Мы спускались на первый этаж и оказывались в экспозиции картинной галереи. Она и была нашим Лувром. Я помню каждую из работ, помню, как распаковывали только прибывший "Вечер в степи" Айвазовского. Для мальчика-студийца этого в те времена, может быть, и хватало, для современного студента, наверное, будет маловато.
У нас есть сегодня детская художественная школа, изостудия, художественное училище. В Челябинск вернулись многие выпускники красноярского и московского вузов. Многие из выпускников не востребованы. Да что там выпускники, художники высокого уровня, члены нашей организации зарабатывают на жизнь работой не по специальности. Сколько художников нужно на душу населения в области? Мне говорят: "больше художников, больше конкуренция, лучше произведения". Но это неправда. В искусстве страшна серость. Она может затопить все.
- Хорошо бы помнить и о том, что "срока годности" у живописи нет, а жизнь художника совсем не сахар...
- Уж конечно! Это тяжелый физический, неженский труд. Я могу подтвердить это еще и на примере моих жены и дочери. Они умеют все - натянуть холст, бить гвозди, тащить неподъемные работы на выставки, работать с заказчиком и т.д., и т.п. На мой взгляд, профессия художника трудно совместима с рождением и воспитанием детей. В ней не бывает отпусков и перерывов. В составе молодежного объединения нашей организации из 22 человек 19 женщин. И в художественное училище сегодня поступают в основном девочки.
- А каков профессиональный уровень поступающих в Челябинское художественное училище?
- На мой взгляд, этот уровень низок даже для училища. Я не знаю, где мы возьмем набор в вуз. Откуда придут "кормильцы" для наших педагогов-"академиков", для меня тайна. Думаю, что уже через год после открытия у нас не будет конкурса на вступительных экзаменах. Вот представьте, окончил я художественное училище, зачем мне ехать в Москву или в Париж? Я поступлю к своим же преподавателям (других-то нет!), но в академию. А ведь часто бывает, что окончивший наше училище становится по своему мастерству рядом с педагогом. Ну что ему здесь делать?
- Сегодня, в условиях девальвации всех титулов и званий, наверное, особенно важно все называть своими именами и сознавать, что талантливых к изобразительным искусствам людей не так уж много родится. Нужно именно их узнать в толпе претендентов, чтобы не калечить жизнь тем, кто является любителем и талантливым зрителем. Что, кстати, совсем немало.
- Такой опыт имеют наши столичные вузы, они регулярно проводят тщательный и, даже можно сказать, жесточайший отбор среди поступающих.
Вот я думаю, как это раньше на весь СССР хватало выпускников всего четырех самых авторитетных художественных институтов России? А теперь представьте, что их стало в несколько раз больше. При этом москвичи учатся в Москве, петербуржцы - в Петербурге, челябинцы - в Челябинске. Учась только друг у друга, не вызовем ли мы застоя в художественном образовании?
Может быть, задачи провинции не в том, чтобы готовить доморощенных специалистов? Наверное, важнее создавать условия для тех, кто здесь начинал и вернулся профессионально обогащенным?
- Может быть, их усилиями станет наша картинная галерея великолепным классическим собранием произведений искусств, художественное училище - академией, а Челябинск - одним из художественных центров России... Но для этого нужно время.
Беседу записала
Ирина ДУХИНА.