29-02-2000


Дорогая моя буханка...

Цены на хлеб вновь растут

Евгений КИТАЕВ,

Андрей НЕЗВАНЫЙ

Челябинск

C 25 февраля Первый хлебокомбинат, занимающий ведущее положение на местном хлебном рынке, повысил отпускные цены на свою продукцию. В прошлую пятницу продавцы магазинов предупреждали покупателей, подходящих рассчитываться к кассам: учтите, хлеб стал дороже. Известие это перебило московские сенсации и обсуждалось не одними только домохозяйками. Возможно, было б меньше разговоров на кухнях, подними цены другой производитель, не "Первый", ориентированный на массовый спрос. Да и знаменитая нацеленность его на сдерживание ценовой гонки стала уже казаться незыблемой как скала. Но внешние стихии точат и скалы.

На Первом комбинате, однако, выразили надежду, что февральское подорожание не сильно ударит по покупательской способности населения. Хотя оно и коснулось всех видов продукции, в целом его можно назвать щадящим. Рост составил 6-20 процентов, в зависимости от ассортимента и сорта муки, из которой выпекаются хлеб, хлебобулочные изделия.

Повышение цен, объясняют в акционерном обществе, имеет под собой исключительную экономическую почву. С прошлого мая по нынешний февраль они оставались стабильными. За то же время электроэнергия для комбината подорожала на 15 процентов, тарифы на воду и газ увеличились соответственно на 178 и 12, ржаная мука - на 73, пшеничная мука высшего сорта - на 2, первого - на 11, второго - на 5 процентов. До следующего урожая сырье вряд ли станет дешеветь, а это - дополнительная финансовая нагрузка на предприятие.

Злые языки, впрочем, твердят не только об экономической, но и политической подоплеке, вспоминая победоносное восхождение руководителя "хлебного холдинга" М. Юревича к высотам законодательной власти. Во время его избирательной кампании, дескать, ни о чем подобном и помыслить было невозможно. Низкие цены на "самый политический продукт" оставались главным его козырем, которым М. Юревич побивал все предвыборные инициативы соперников. А теперь: В общем, хлеб дорожает, когда кандидаты становятся депутатами.

Вокруг этой темы наверняка еще будет немало споров. Но более важным сегодня представляется вопрос о том, последуют ли за "Первым" другие производители, для которых он всегда служил ориентиром? Многие уже взяли курс за рыночным "ледоколом".

С пятницы выросли отпускные цены на хлеб, батоны, слойку на 3-м хлебозаводе. В среднем на 6-7 процентов повысились они и на предприятиях ассоциации "Хлебпром" - на 5-м и 6-м заводах. На 5-м с конца недели подорожали некоторые виды продукции. С 1 марта, ожидается, подорожают остальные.

Для главы Челябинска Вячеслава Тарасова повышение цен на хлеб явилось полной неожиданностью. Он узнал о нем только в понедельник, на утреннем аппаратном совещании. Новость прозвучала во время обсуждения наболевшего вопроса о ценах на продукты в магазинах "Ветеран", которые, несмотря на налоговые послабления, все равно много выше розничных на мини-рынках. "Мы должны сделать приемлемыми цены хотя бы на три-четыре основных продукта питания: хлеб, масло, сахар и крупы", - распорядился мэр и даже слегка поменялся в лице, когда начальник управления торговли и продовольствия М. Нуждин сообщил, что цены на хлеб уже "сделаны" без участия городских властей. n