29-02-2000
Светлана ЖУРАВЛЕВА
Челябинск-Миасс
Они появились благодаря проекту Йоке ван дер Леуув-Роорд - президенту Европейской ассоциации учителей истории - Евроклио. А финансировало проект Голландское министерство внутренних дел по программе, поддерживающей страны, переходящие к демократическому строю. Авторами же учебников стали московские учителя, имеющие опыт в подготовке учебной литературы. Чем принципиально новым отличаются учебники? Тем, что в них заложены идеи западного преподавания. Для российских учителей эти идеи как бы и не открытие вовсе. Они давно уже практикуют такой прием, как использование разных источников информации при освещении исторического события. Просто раньше взгляд Запада на нашу историю не был представлен так откровенно, как сейчас. Теперь его представили. И он, честно сказать, порой шокирует. Как, например, подпись к популярному на Западе снимку 1945 года: "Советский солдат отнимает велосипед у жительницы Берлина". На фотографии запечатлена такая ситуация: солдат держится за переднее колесо, а женщина, слегка отшатнувшись, - за руль велосипеда. Прохожие, попавшие в объектив фотоаппарата, смотрят на них с полным безучастием. Что там случилось на улице Берлина, одному Богу известно. Думать об этом можно все что угодно. Но подпись к снимку не допускает других вариантов, кроме одного: "Советский солдат - мародер" (а не освободитель Европы от фашизма, как привыкли мы думать). И хотя рядом другой снимок, на котором советские солдаты раздают жителям Берлина хлеб, но неприятный осадок от подписи к первому снимку остается.
- Мы не будем учить детей по таким учебникам, - говорит одна из участниц семинара, состоявшегося на днях в Миассе и посвященного проекту "Уроки Клио". - Как воспитывать чувство патриотизма на таком материале?!
- Чувство патриотизма можно воспитывать на любом материале, - не соглашается с ней директор школы N 4 Сатки Валентина Муравей. - Все дело лишь в том, как его прокомментировать. Я, например, обязательно покажу этот снимок на уроке. Вот, мол, что может получиться, если вырвать событие из контекста. И про случаи мародерства тоже расскажу. Война есть война. Там бывает и не такое.
Эту позицию разделило большинство участников семинара, обсуждая проблему в кулуарах. Официально же критики и вовсе не прозвучало. Учителя как воспитанные люди поблагодарили приехавших на семинар авторов книг и проекта за учебники, пообещав использовать их в своей работе. И педагоги, думаю, не лукавили. Дополнительного материала в школах недостаточно. Находить его учителю непросто. Вставать в позу, что мы люди бедные, но гордые, недальновидно. Тем более что учебники не претендуют на освещение всего курса истории двадцатого века. А задуманы как дополнительный материал к некоторым темам курса.
Одобрили эти учебники и родители, по словам педагогов, успевшие познакомиться с новинками. Одобрили, вероятно, потому, что доверяют учителям, а еще хотят, чтобы детей подготовили к жизни в реальном, а не в идеальном мире. В мире, в котором Россию любят далеко не все. Особенно это увидели участники семинара по карикатурам, которые продемонстрировал методист из Шотландии, возглавляющий в университете Глазго колледж, готовящий учителей истории. Куклы Шендеровича по сравнению с ними - милейшие типажи. Надо было суметь так исказить злобой добродушное лицо Никиты Хрущева, когда он стучал по трибуне своим башмаком на заседании в ООН. Досталось и другим российским политикам, за исключением Горбачева, который изображен с мастерком в руках как идеолог перестройки, на фоне улыбающихся куполов московских соборов.
Понравились учебники, судя по первым откликам, и самим ребятам. Оценили они подбор необычных источников информации, больше рассказывающей не об экономике и политике, а просто о жизни разных слоев населения. Здесь и фотографии, и стихи, и отрывки из документальной литературы. Конечно, в этих источниках много субъективизма и даже тенденциозности. Поэтому при работе с ними особенно возрастает роль учителя. Он должен научить ребят критическому подходу к тексту, выявлению его субъективности и т.д. Вот только все ли умеют? n