29-02-2000


Заспанный патриот

Виктор РИСКИН

собственный корреспондент

О начавшейся бомбардировке Белграда я услышал в восемь утра. Первая мысль: надо что-то делать, кому-то позвонить! Ба, да у меня же есть знакомец - уроженец Балкан! В России живет уже несколько лет, а семья осталась там, в Белграде. Вот кто выдаст на полную катушку американским стервятникам! Но телефонный номер набрал не сразу - подумалось: явно человек не в себе. Мечется, небось, по трехкомнатной квартире, рвет в горе и гневе пышную шевелюру. Или напротив - стиснув зубы, смотрит сквозь окно в туманную даль, чистит походный карабин и напевает песню из кинофильма "Ночь над Белградом": "Час расплаты готов. Смерть за смерть, кровь за кровь! Гей, славяне, заря впереди!"

Пересилил неловкость, позвонил: "Вы слышали!" - "А что такое?" - заинтересованно отозвался спокойный голос с легким акцентом. "Так ведь бомбят!" - "А, вы про это... Слышал... Только я еще не проснулся". - "Какое ваше отношение к такому варварству?" - "Какое отношение... Я еще не проснулся". - "Вы что, не патриот?" - "Ну почему же... Только я еще..." Сразу стало гнусно, грустно, противно.

Антипатриотизм - явление интернациональное. Когда шла предвыборная кампания в нашу Думу, то все кандидаты призывали электорат голосовать за профессионалов. Тогда, мол, страна сразу вырулит на правильную дорогу. Сегодня в нижней палате сидят профессионал на профессионале, а все рулим не туда. В чем дело? На память пришел анекдот. Заходит старушка в автобус, а ей никто место не уступает. Она громко вопрошает: "Неужели у нас интеллигентов не осталось?" Сидящий гражданин в очках и шляпе невозмутимо отвечает: "Интеллигентов, бабка, до хрена, а вот местов мало".

Так и в нашем случае: профессионалов навалом, а с патриотами явный недобор... Человек рождается, учится любить папу-маму. А уж они обязаны первыми научить его любить Родину. Если, конечно, сами обучены... Мы удивляемся, как в той же Америке в каждом школьном классе, на каждом балконе висит национальный флаг. Как они, американцы, поют по утрам национальный гимн. А что же мы, славяне?! Прочел однажды, как где-то на Ближнем Востоке во время очередного передела власти поймали двоих иностранцев - американца и "лицо славянской национальности". Бросили в тюрьму. "Лицо" сразу забилось в угол камеры. Американец, напротив, стал дубасить ботинками в окованную дверь и орать, что он подданный великой державы. Если его немедленно не выпустят, он разнесет к чертовой матери всю эту халабуду! Он орал очень искренне и его выпустили.

Любить и гордиться страной, где родился и живешь, не привилегия, а естественное чувство. В обратном случае происходит перераспределение ценностей: человек начинает думать только о себе. И тогда он проигрывает в собственной судьбе. Кстати, нам не надо перенимать патриотизм у американцев. Он у нас есть. Только мы немножко о нем подзабыли. Пацанами сбегали наши отцы и деды на фронты Отечественной. Воевали за Родину, любили Родину, писали о Родине стихи. Не о Советском Союзе. О России! Один русскоязычный поэт с распространенной фамилией Павел Коган оставил после себя неплохие патриотические строчки: "Я патриот, я воздух русский, я землю русскую люблю... И где еще найдешь такие березы, как в моем краю! Я б сдох, как пес, от ностальгии в любом кокосовом раю".

Научимся мы, проснувшись утром, сразу задаваться вопросом: что мне сделать сегодня для моей страны? - может, что-то в нашей жизни и изменится. Иначе никакие бомбежки нас не разбудят. n