29-02-2000


Живое дерево Редько

Украшениям увельского мастера изумились даже в искушенной Франции

Анатолий ЛЕТЯГИН

Увельский район

Около двух лет назад туда ездила в качестве туристки племянница Анатолия Григорьевича и Нины Степановны Редько Валентина. Она работает в одном из детских садов Свердловской области методистом, и за плодотворный труд ее наградили этой поездкой - отдохнуть и поглядеть на чужую жизнь. Валентина, думаю, тонко чувствует красоту, поэтому из предметов женской бижутерии взяла с собой брошь, подвески, серьги и браслет. Думаете, из золота, серебра, какого-то другого благородного металла и с драгоценными камнями? Ничего подобного, в чемодан положила изделия из бересты - подарок дяди, Анатолия Григорьевича.

- На улице жара, одежда на людях открытая и легкая, украшу-ка я себя дядиным подарком, - примерно такими словами, вернувшись из Франции, рассказывала Валентина. - Моими украшениями, когда появилась на улице, восхитились. Береста смотрелась на мне просто замечательно!

К супругам Редько меня привела Валентина Ивановна Родионова. Она директор Увельского районного центра народного творчества, и как к директору я к ней пришел познакомиться с одержимыми творчеством людьми. Оказывается, в деревнях и поселках района живут такие мастера, что каждому впору устраивать персональные выставки. Одни вышивают и вяжут, другие режут из камня и дерева, третьи лепят из глины. На учете у Валентины Ивановны их, увлеченных, полторы сотни человек.

Анатолий Григорьевич, 66-летний сухощавый пенсионер, и его жена Нина Степановна принесли из комнат десятка три деревянных ложек - круглых и удлиненных, небольших и размером с половник, с простыми ручками и резными. К ложкам положили вилки, гребень для волос. С кухни Нина Степановна принесла туески - ими пользуются в обиходе ежедневно. А затем выложила на стол предметы бижутерии - с такими их племянница ездила во Францию. Эти изделия для Анатолия Григорьевича - своеобразная летопись постижения мастерства. Раритеты. На многих стоят даты и место изготовления.

- Эту я сделал в Туапсе, в 1986 году, когда туда ездил на отдых, - видя, как внимательно рассматриваю орнаментированную ложку-половник, объясняет Анатолий Григорьевич. - Она из абрикоса. Этим деревом там топят печи, а смотрите, какая у него красивая текстура и теплый оттенок. Память об отдыхе.

Он берет в руки небольшую круглую ложку с легким золотистым отливом, объясняет:

- Ее я вырезал из дуба, когда ездили в Псебай к сватам. А ложка, что держите, вырезана из серебристого лоха.

Необычный рисунок у древесины этого дерева, будто специально раскрасили кистью в разные цвета: желтый, темно-коричневый, темно-оливковый. И у каждого дерева своя текстура, особенности строения, расположения волокон, степень податливости под резцом и шлифовальной бумагой. Многие породы деревьев испробовал мастер, а хвалит березу и молодую осину - хорошо режутся и обрабатываются, чистые, веселые цвета. Ну и, естественно, деревья-то эти местные, родные, в любое время они под рукой. Все это Анатолий Григорьевич постиг опытным путем, дополняя знания из прочитанной специальной литературы. Потому что резьбой увлекся поздно.

- С чего все это у меня началось? Даже сам не знаю. Сыну-школьнику помогал выжигать по дереву, прочитал книжку об обработке древесины. Возможно, с этого началось. Я работал на железной дороге, поставишь состав под погрузку, полсуток стоишь. И вот однажды решил попробовать, - рассказывает Анатолий Григорьевич. - Изготовил резцы и стал строгать. Режу и выбрасываю - плохо получалось. Но не сдавался. Это было, если память не изменяет, лет 13 назад. Ложка из абрикоса, что сделал в Туапсе, - это и есть мои первые опыты.

Мастерство оттачивал несколько лет. Это видно по его изделиям, шел от простого к сложному. Года четыре назад, по его словам, почувствовал, что уже может резать сложные вещи. Так в его домашней коллекции появились ложки и вилки с ажурными, тончайшей резьбы, ручками. Такие же я увидел и в центре народного творчества. А несколько экземпляров были отправлены в Курган на второй региональный фестиваль "Богат талантами Урал". Там они экспонировались в Дни Челябинской области, так понравились и обратили на себя внимание, что об увельском мастере рассказали по российскому радио.

- Выйдешь на улицу - пенсионеры только о политике и рассуждают. Наслушаешься - голова заболит. Лучше заниматься своим делом. Когда режу, так обо всем забываю, даже болезни уходят, - рассказывает Анатолий Григорьевич.

Из кучи изделий он выбирает ложку за ложкой с резными ручками, показывает и рассказывает.

- Каждый сувенир принадлежит определенному члену моей семьи, в соответствии со знаком Зодиака, под которым родились, - говорит он. - Жена - Скорпион, дочь Ира - Рыбы, сын Сергей - Близнецы, а эту ложку оканчивающуюся резным крестом, я вырезал из серебристого тополя для всей семьи.

Пробовал работать с капом. Отказался - материал очень трудный в обработке, да и в наших лесах капа практически нет. А вот с берестой получается хорошо. Много изделий не делает, но когда приходит желание, не отказывает себе в удовольствии. Собственно, и резьба по дереву для него не средство заработка, а занятие для души. Потому что ничего не делает на продажу. Все, что сотворяет, - сувениры. Как я понял из нашего с ним разговора, Анатолий Григорьевич даже никогда не думал участвовать в выставках. Получилось это, можно сказать, случайно. Года четыре назад праздновался день Увельского района. Валентина Родионова, зная о его увлечении, предложила выставить ложки. Не отказался. И на его изделия обратили внимание - понравились. А после этого были выставки в Коркино, Златоусте, Челябинске - везде успех.

- Чтобы делать такие сувениры на продажу, надо иметь специальное рабочее место, станки. А я работаю на кухне, мое рабочее место между холодильником и столом, и все вручную, самодельным инструментом.

Словом, получается, что это обычное увлечение, может быть, смысл жизни пенсионера.

- Учеников нет? - спрашиваю Анатолия Григорьевича.

- Интересовались многие, - отвечает, - придут, смотрят, расспрашивают. А когда попробуют, сразу же и желание пропадает. Нужны усидчивость и терпение, а это же не для каждого.

Без увлеченности, конечно, нечего и пробовать. Ту же ложку вырежешь, да не сумеешь вдохнуть в нее душу, и будет это обычный столовый прибор. Такое изделие не радует. Чтобы стать мастером, надо много и трудно работать, постичь предмет обработки. Анатолий Григорьевич подает крошечную, в треть спичечного коробка, тонкую светло-серую пластинку.

- Я ее вырезал из капа, лицо видите? - спрашивает, будто проверяет способности к абстракции.

Медленно поворачиваю пластинку и действительно вижу отчетливый тонкий профиль человека: лоб, нос, глаз, губы, борода, шея и открытый ворот рубахи. Признаться, не ожидал такое увидеть. Поэтому проверяю себя еще раз, и все повторяется. Анатолий Григорьевич радуется.

- Сам еще не знаю, что я из этого сделаю, пока не тороплюсь, - говорит он. - Возможно, кулон. Может быть, что-то другое. В какую оправу помещу - тоже еще не знаю. Похоже на профиль Иисуса Христа...

Я не удивлюсь, если через какое-то время он сотворит из этого кусочка дерева очередное чудо. Пока он думает, приглядывается, прислушивается к самому себе - что подскажут интуиция и сердце.

- Каждое дерево живое, надо лишь его понимать, - серьезно говорит Анатолий Григорьевич. - Я в лесу еще ни разу не срезал бересту с живого дерева, только с валежника или кем-то срубленного. А когда в сад приеду, так с деревьями разговариваю. Я к дереву подхожу, начинаю с ним говорить, и оно, вижу, ко мне листвой поворачивается.

Есть ремесленники, но есть и мастера, влюбленные в дело и поэтому постоянно совершенствующие себя. Первые занимаются делом, чтобы зарабатывать на жизнь, для вторых дело - творческий процесс самой жизни. Редько - из вторых, на которых и держится народное творчество. n