29-02-2000


"Итальянцы" в плену

Гости оперного фестиваля вызывают духов Голливуда

Я. ГАЙВАРОНЦЕВ

Челябинск

В минувшую субботу на сцене академического театра оперы и балета имени Глинки давали "Флорию Тоску" Дж. Пуччини. Первая же опера в программе стартовавшего в четверг фестиваля "Ирина Архипова представляет:" стала событием, которое еще долго будут вспоминать у нас.

"Тоска" - репертуарный спектакль театра, потому весь фокус заключается в том, чтобы зрители не заметили "швов" от ввода приглашенных "звезд". Между тем, как и следовало предполагать, челябинцы увидели совершенно иную оперу. Конечно, тому причиной наши гости. Партию Тоски исполнила Людмила Магомедова, солистка Берлинской Штаатсопер, Каварадосси был Владислав Пьявко, а Скарпиа изображал Самсон Изюмов из Латвийской оперы.

Наверное, главная беда нашего оперного - в слабой, чего греха таить, режиссуре. И, как следствие, - отношение солистов (за редким исключением) к драматургическому действию как к глубоко факультативному занятию. Разумеется, нелепо современному человеку говорить про "чудеса искусства", но субботняя "Тоска" неожиданным образом обрела черты едва ли не голливудского фильма. При этом Пьявко даже внешне походил на Джека Николсона, а Магомедова - на Элизабет Тейлор 30-летней давности. А Самсон Изюмов настолько же совпал с образом коварного и желчного начальника римской полиции, насколько контрастировал с фонетикой реального своего имени.

Другой сюрприз наших зрителей ждал, когда выяснилось, что гости будут это петь по-итальянски (что естественно, ибо они выступают в основном за границей), тогда как у нас в городе "Тоска" поется по-русски. Вышло весьма поучительно и современно. Во-первых, адепты аутентизма заполучили в тот вечер немало союзников, считающих, что итальянская опера и должна звучать по-итальянски. А во-вторых, сюжет спектакля пополнился любопытной деталью. В финальной сцене, когда Тоска уже выпустила дух из тела Скарпиа, положительные герои были как бы сплошь итальянцы, а их мучители - как бы русские.

Впрочем, слава богу, опера так далека от реальной жизни с ее теленовостями и прочей гадостью.

Думается, следует отметить и работу челябинцев. Приятно, когда хор в театре еще может встрепенуться, точнее - имеет для этого лишний повод. А оркестр, ведомый Сергеем Ферулевым, выглядел вполне достойно, если еще учесть минимум времени для репетиций. n