29-04-98


Живая душа. Не продавшаяся...

Бенефис

"Как хочется быть ЕЩЕ и надеяться НА" - так назывался бенефис Геннадия Зайцева, одного из основателей театра "Манекен" (бенефицианту исполнилось 6О, а театру - 35). Он стал событием радостным, неординарным, в чем-то даже историческим: через фотографии из "семейного альбома" просвечивало время. Первое поколение "Манекена" - те самые шестидесятники, которым нынче уже по шестьдесят, те самые физики из актуального тогда спора о физиках и лириках...

Физики вели себя шумно и крайне отвязанно: ерничали, подавали реплики с места. А потом замирали, чтобы услышать монологи Поприщина из гоголевских "Записок сумасшедшего"... Потом опять физики начинали замечательно хулиганить. И возникало ощущение, что все собравшиеся - из одного племени, и тогда начинали говорить о счастье быть соплеменниками Геннадия Зайцева. Когда-то, на заре его туманной юности, студенческая публика выбивала двери актового зала Политехнического института во время его выступлений. Это был актуальный, злободневный театр. Он тревожился о том, как сохранить человеческое в себе, спасти свою живую душу. И двери вылетали вон, так это казалось важно тогда! По сути, ничего не изменилось и теперь, только двери остались на месте...

Есть такая народная актерская примета: если человек на сцене все свои жесты (а они во многом бессознательны) замыкает на самого себя, делает такие хватательные движения, "тянет одеяло на себя", он плохой партнер. Возможно, вампир... То есть у товарищей по сцене и зрителей он гораздо больше энергии возьмет, чем отдаст... Первое поколение "Манекена" - это люди, пронесшие через жизнь заповедь: "Солнце разлито поровну!" Так назывался один из самых знаменитых спектаклей театра.

В памяти остался замечательный жест Геннадия Зайцева: солнце разлито поровну, а сердце человеческое принадлежит тем, кого мы любим...

Елена РАДЧЕНКО.