29-04-98


Ангел по имени Юлия

Характер

Мне кажется, что я уже довольно давно знаю Юлю Михееву, и все эти годы не перестаю удивляться ее способности идти своим путем - как будто уже с пеленок эта юная особа была вполне цельной личностью (что, скорее всего, очень близко к истине). Юлия резко выделялась среди молодых девочек и мальчиков с гитарами, поющих авторскую (бардовскую) песню. Выделялась сложностью текстов собственного сочинения, равнодушием к общепризнанному "мэйнстриму" и удивительно чистым и светлым взглядом. Затем Ю.М. как-то незаметно и вполне органично закончила художественное училище, вышла замуж (все так же юная, все так же похожая на школьницу), родила ребенка и пришла в театр "Манекен". В театре состоялись ее первые сольные концерты для очень маленького зала. В театре она с блеском играет маленькую, но очень важную роль Ангела в спектакле "Дон Жуан". Без ее белого венка и хрустального голоса финал этого грандиозного зрелища был бы просто невозможен.

Хрупкий, но исполненный какой-то трансцендентной силы Ангел - такой предстала Юлия и перед зрителями своих недавних концертов в рамках проекта студии "САМЕRА", группы исполнителей камерной музыки и песен, которая базируется в "Манекене" (руководитель - Александр Деревягин). Малая сцена, до боли знакомый подвальчик был наполнен какой-то новой энергией. В воздухе незримо веяли сильные крылья настоящей поэзии, которая открывает в словах скрытый смысл, которая вдруг царапает душу неожиданным росчерком:

Время - ленивая гусеница,

То съежится, то растянется...

Казалось бы, темы песен Ю.М. не выходят за рамки традиционной "женской поэзии" - любовь, быт, растирание кофейных зерен в ступке, страх перед зубными врагами, разговор по телефону... Но между тем это своя, особая вселенная - открытая для посещений, но построенная по мерке своего создателя, по "законам, им самим над собой признанным".

Удивительна и манера исполнения Юлии - ее способность вдруг засветиться изнутри или, наоборот, на минуту опустить глаза и сделать микропаузу - это ведь свои стихи, свои переживания, в этом живешь, так чувствуешь. И странно - еще не прозвучало ни одной песни из репертуара Эдит Пиаф, но присутствие великой тени подспудно уже ощущалось, и потому зал восторженно принял и "Джонни", и даже безумно трудную для исполнения "Ни о чем не жалею". Еще Юлия пела Вертинского, Окуджаву, Новеллу Матвееву, русский романс "Снился мне сад в подвенечном уборе" и великолепный зонг Жака Бреля:

Быки тоскуют в воскресенье,

Когда им надо ради нас,

Скакать и прыгать по арене

С тореро не спуская глаз...

Это было здорово и весьма стильно - поскольку классический шансон для небольших аудиторий у нас можно услышать, пожалуй, только в "Манекене". И мне кажется, что Ангел по имени Юлия будет удивлять свою публику еще не раз.

А. ВАГАНОВ.