29-05-01
В конце апреля в МПС прошла расширенная коллегия министерства, имеющая особое значение не только для самого ведомства, но и для государства в целом. Вопрос обсуждался, действительно, судьбоносный, затрагивающий интересы практически всех хозяйствующих субъектов, каждого россиянина - реформа МПС. Не случайно накануне, когда проблема была вынесена на президиум Госсовета, Владимир Путин особо подчеркнул, что она носит "общенациональный характер". Ведь 17 железных дорог России, объединяющие 86 тысяч километров пути, словно кровеносные сосуды, пронизывают и соединяют все территории. От того, как пойдет реформа, что получат вследствие ее регионы - и в виде улучшения работы железнодорожного транспорта, и в качестве прямых и косвенных налоговых поступлений, и в чем выиграют грузоотправители, пассажиры, они же жители областей и краев, - будет зависеть общий успех задуманного.
А задумано очень много и надолго. Как сообщил по итогам обсуждения на Госсовете и коллегии МПС министр путей сообщения Николай Аксененко, весь план реструктуризации дорог разбит на подготовительный период и три этапа и займет десять лет. Реформа должна сделать отрасль эффективно работающей, сформировать конкурентоспособную среду в этом секторе экономики, вывести железнодорожный транспорт России на мировой уровень.
Но в центре внимания при этом должен оставаться человек. На это обратил особое внимание Владимир Путин. Результатом реформ должна стать большая доступность железнодорожного транспорта, его сервис, надежность. Надо позаботиться о социальной защищенности работников, ведь в ходе реформ и внедрения технических и технологических новшеств ожидается высвобождение более 500 тысяч сотрудников. Ни один из них, подчеркнул президент, не должен пострадать, оказаться вне забот МПС. При этом должны быть сохранены четкие первоначальные экономические ориентиры: рост эффективности работы железнодорожного транспорта, государственное регулирование тарифов, достижение прозрачности финансовых потоков и отчетности в соответствии с международными стандартами. Николай Аксененко заверил, что такого не произойдет. Уже в ходе трехлетнего совершенствования работы отрасли высвобождено 428 тысяч человек. И судьба каждого из них стала предметом заботы руководства дорог, профсоюза железнодорожников. Эта работа была проведена продуманно и взвешенно, без острых социальных последствий.
По заложенным в программу реформ МПС расчетам предстоит сократить еще полмиллиона рабочих мест к уровню прошлого года. Это объективный показатель, определенный техническим прогрессом на железной дороге, новым уровнем управления, переходом на информационные технологии, когда, образно говоря, из Москвы нажатием кнопки можно будет переводить стрелки где-нибудь на Дальнем Востоке. Только в службе эксплуатации сокращение достигнет 420 тысяч рабочих мест.
Это действительно могло бы стать настоящим ударом по дорогам, привести к социальным конфликтам, вызвать неприятие реформ на разных уровнях, если бы в МПС загодя не стали готовиться к ним. МПС, в частности, разработало отраслевую программу содействия занятости на 2001-2005 годы, которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых мероприятий, направленных на формирование новых рабочих мест, профессиональное переобучение, овладение вторыми и смежными профессиями, социальную поддержку высвобождаемых кадров. Причем формируется программа в тесном сотрудничестве с ЦК профсоюза железнодорожников с учетом мнения с мест, непосредственно из рабочей среды.
После того как план реструктуризации МПС прошел все стадии рассмотрения, можно сказать: реформам дан "зеленый свет". В середине мая, после окончательного одобрения Владимиром Путиным, начнется конкретное выполнение плана, который президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков после заседания президиума Госсовета охарактеризовал как "первую досконально продуманную программу реформирования естественных монополий".
И все же, почему именно железнодорожники - первые? На этот вопрос министр путей сообщения ответил примерно так: потому что в отличие, скажем, от того же РАО "ЕЭС России", выдвинувшего на первый план структурных преобразований привлечение инвестиций, МПС во главу угла ставит рост эффективности дорог, снижение транспортной составляющей в тарифах, государственное их регулирование. То есть преобладают не интересы отрасли сами по себе, а интересы пользователей - грузоотправителей и пассажиров, то есть всех нас.
Алексей БОДРОВ